Декабрьским заседанием четвертый созыв областного парламента отметил бы экватор своей работы. Если б не поправки в Устав региона, продлившие депутатские полномочия с четырех до пяти лет. Так что, пока действующим депутатам осталось ровно три года. Считаем «ровно», несмотря на то, что выборы состоятся в марте, так как последние два месяца работы будут проходить у народных избранников на тяжком фоне соответствующей нервотрепки. И, парадокс, но «набор» пятого созыва пройдет несравненно менее болезненно у оппозиции, нежели у «партии власти». Во всяком случае, (как принято открывать любые опросы по этой теме) «если бы выборы были завтра», так оно бы и получилось.

По депутатам-«единороссам» сильно ударили два события. Кризис и праймериз. И еще вопрос, какое сильнее.

В условиях финансово-экономической нестабильности выяснилось, что депутатское кресло несет в довесок не только многочисленные преференции, но и большую ответственность. Нет сомнений, что часть членов фракции «Единой России», предупреди их в марте 2008-го о грядущих из-за океана бедствиях, сто раз подумала бы, прежде чем суетится, тратиться и становиться депутатами. Преференции незаметно уменьшились (зарплату и вовсе отменили еще до кризиса), а ответственность возросла. Вместе с необходимостью работать.

Не успели, повздыхав, впрячься в трудовые будни, как очередную задачу подбросила и родная партия. Праймериз. По введению этих мероприятий выяснилось, что мало только работать на депутатском поприще. Необходимо еще и угождать региональной партийной верхушке. Чем? Да всем, чем скажут. Пример «младших» коллег из городской думы областного центра весьма показателен. Кто из действующих гордумовцев будет обличен доверием партии к концу декабря, когда начнется предвыборная кампания, неясно до сих пор. Консультации (злые языки относят к ним и элементарные финансовые торги) продолжаются.

Из 24 (считая Александра Баландина) членов фракции «ЕР» в ЗСО отказать в доверии можно практически всем. Кому-то – припомнить тему с дипломом, кого-то – посчитать засидевшимся в депутатах, и, наконец, любого – просто подвергнуть ротации. Другое дело, что правило «предупрежден – значит, вооружен» еще никто не отменял. Нет сомнений, что депутаты ЗСО будут одними из самых заинтересованных наблюдателей суеты вокруг гордумовских мандатов.

Оппозиция на этом фоне чувствует себя просто изумительно. Фактически – на коне. Вся тяжесть решений и ответственность за их принятие лежит на совести большинства от «партии власти». Сделают правильно – запишем заслуги на счет всего состава парламента. «Провалятся» – мы голосовали «против», спорили, и вообще, предупреждали.

Хотя… будем честны. Оппозиция даже предлагает собственные законопроекты. Как на федеральном уровне (фракция КПРФ полгода назад предлагала ввести сколько-то там-летний мораторий на переименование географических объектов), так и на региональном. Кругликов, Куринный и Алексейчик предложили недавно на рассмотрение ЗСО проект областного закона «О депутатском расследовании Законодательного собрания Ульяновской области». Как говорилось в пояснительной записке, законопроект разработан с целью «повышения эффективности работы депутатского корпуса в части контроля за соблюдением законодательства Ульяновской области, контроля за деятельностью правительства, исполнительных органов власти, а так же органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в части, предусмотренной законодательством». Предлагалось этим законом создать «правовую основу для деятельности депутатской комиссии по расследованию фактов массового и грубого нарушения прав и свобод граждан, не правомерного использования средств бюджета области, бюджетов территориальных внебюджетных фондов и нарушений установленного порядка распоряжения собственностью Ульяновской области». Инициаторы уверяли, что закон «позволил бы усилить парламентский контроль за деятельностью исполнительных органов власти, что является существенным элементом в ряде мер по борьбе с коррупцией».

Парламент, вполне предсказуемо, законопроект даже не стал рассматривать. Здесь возникает вопрос: «медвежье» большинство откровенно не заинтересовано в нем (в создании правовой основы по расследованию, в борьбе с коррупцией, в контроле исполнительной власти и т. д.), или просто «зарубило» проект из-за того, что его инициировали оппозиционеры? Если верно последнее, то это еще объяснимо, а если первое…

Но, по большому счету, областной парламент существует мирно. Оппозиция, с высоты своего бесправия, посматривает на «единороссов» нежно. Работайте, а мы вас будем покусывать. Покусывать, в основном, гневными филиппиками Александра Кругликова. Хотя бывают и исключения. К примеру, если верить Алексею Куринному, именно оппозиция не позволила «замылить» на следующий год региональные льготы ветеранам труда. Их было хотели секвестировать из и без того дефицитного бюджета (Алексей Владимирович говорит, что даже располагает соответствующим документом), но гордое парламентское меньшинство не позволило.

Когда закончится мирное сосуществование? Не скоро. Года через два с половиной. Когда перед «единороссами» замаячат праймериз. Бог даст, к тому времени и с кризисом полегче станет, и парламентская жизнь забурлит. Как это происходило последние полгода с городской думой.

Антон ВЯЗЬМИНКИН