Весной этого года правительство Ульяновской области предложило схему, которая должна была помочь одновременно решить проблемы крестьян и производителей ульяновских автомобилей. При недостатке техники крестьяне сегодня испытывают хронический недостаток средств для ее приобретения. В тоже время, автозаводу все труднее становится сбывать свою продукцию.

Согласно этой схеме, автозаводу предлагалось отпускать свои машины крестьянам в кредит сроком на пять лет по льготным ценам. Для финансирования проекта представители правительства и «УАЗ» провели переговоры с руководителями федерального Россельхозбанка и его местного отделения. Расчет строился на том, что если заработает кредитная линия Россельхозбанка, то автозавод получает гарантированный сбыт продукции, поскольку в настоящее время в Ульяновской области числятся пять тысяч активно работающих личных крестьянских хозяйств. Кроме того, перед «УАЗ» эта схема открывала серьезные перспективы на будущее. Предполагалось, что если проект заработает в Ульяновской области и оправдает себя, то можно будет распространить этот опыт на всю Россию, где примерно 50-60 тысяч личных крестьянских хозяйств.

Переговоры с руководством Россельхозбанка дали положительные результаты. Банкиры согласились на выдачу льготных целевых кредитов сельским жителям Ульяновской области на пять лет для приобретения машин ульяновского автозавода. Банковская ставка по этому кредиту составляет в 17 процентов. Пятнадцать процентов компенсируются из федерального и регионального бюджетов. В итоге жителям села нужно заплатить банку из собственных средств всего два процента по кредиту. В нынешних условиях финансового кризиса эта схема с ее фантастически низкой ставкой кредита для покупателей машин должна была, по замыслу ее авторов, стать спасением для автозавода.

Но, к сожалению, не стала. Сейчас уже можно говорить о первых результатах реализации проекта. Новая программа начала работать в нашей области с 10 июня. В конце июля первый автомобиль «УАЗ» по льготному кредиту получил житель Старой Майны. Планировалось, что до конца нынешнего года по этой схеме жителям ульяновских сел будет продана одна тысяча машин «УАЗ». Однако предварительные ожидания пока не подтверждаются. По официальным данным к концу сентября было подано всего около 200 заявок на приобретение машин по льготной цене. Из них в обработке находились 114 заявок. Приобретено тогда было всего лишь 14 автомобилей.

Итоги, подведенные к концу ноября, тоже не порадовали ни областные власти, приложившие немало усилий для «пробивания» программы, ни руководство автозавода. При общем годовом плане «УАЗ» по выпуску 53700 автомобилей, в рамках льготной программы для жителей села удалось продать пока только 50 машин. Согласитесь, что это капля в море.

По мнению губернатора Сергея Морозова льготная схема продаж разворачивается с таким скрипом, прежде всего из-за не разворотливости чиновников муниципальных образований и недостаточной информированности населения о возможностях приобретения машин по льготной цене. Кроме двух – трех газетных публикаций на эту тему, да пары сюжетов по телевидению больше ничего не было сделано. А ведь газеты сейчас мало читают, тем более в селе. Да и телевизор жителям села летом смотреть некогда. Если так дела пойдут дальше, то неплохая идея может потерпеть фиаско.

Юрий КОРАБЛЕВ