Лесная династия

Село называлось Синодское. Видать, здешние жители сильно уважали высшее учреждение, управлявшее православной церковью. Селение занимало большую поляну, в пеструю осеннюю пору окрест вовсю алел осиновый лес- было красным-красно. На заре повального атеизма Синодскому дали новое имя – Красная Поляна.

Определенцевы, известное всему селу семейство, хорошо знают собственную родо-словную. Далекий предок по имени Алексей долго искал благодатный уголок земли, наконец определился на жительство в Синодском. Он часто в разговоре вставлял это слово «определиться». Вот и прозвали новосела определенцем. Когда пришло время выправлять документы, ему вписали в паспорт – Определенцев.

Сын того основателя фамилии, Иван Алексеевич, был справным хозяином, за что и пострадал. Во время коллективизации его, середняка, отнесли к кулакам, забрали в артельное пользование лошадь, инвентарь. Дабы не лишиться последней живности, хозяин пошел на отчаянный шаг: порезал корове ноги – кто на нее позарится, хромую скотину. За счет этой пораненной буренки в голодный год семья и выжила.

В 1941-мм Иван Алексеевич, в возрасте 41 года, нисколько не тая обиды на власть, вместе с кранополянской молодежью отправился в военкомат. В декабре 1943-го боец пропал без вести.

Сыну родители дали имя деда: Алексей, с греческого-«защитник». Отец защищал, как мог,большую страну, повзрослевший сын стал оберегать малюсенькую частицу ее- лесные угодья у Красной Поляны. В роду Определенцевых он оказался первым, кто начал работать в лесной отрасли. Без малого полвека он числился в списках Жадовского лесного хозяйства Барышского района. Был техником-лесоводом, но больше того- простым лесником.

Алексей Иванович чуть ли не каждый день прочесывал обход в разных направлениях. Правильно сказано – обход: лесники свои владения больше обходят, нежели объезжают. Была у Определенцева техника, но он предпочитал пройтись пешком. Ведь если пронесешься на мотоцикле или велосипеде по просеке, не все заметишь. Вот потому в его обходе редко случались лесонарушения.

Приходилось ему воевать с самовольными порубщиками. «Смотри, старый, доиграешься, – не раз угрожали ему. – Лес , он ведь большой, темный, в нем всякое случается». «Не стращайте. Не из пугливых я».

Есть у леса еще один грозный и коварный враг- пожары. «Из одного дерева можно сделать миллион спичек, – рассказывал ветеран, – а одна спичка уничтожит миллион деревьев». От его обхода до города далековато: туристы не захлестывали. Но местному люду он всегда повторял: чтобы не ломали ветки, бутылок и бумаг не бросали, чтобы костер окапывали.

Когда я виделся с ним , Определенцев уже ходил в пенсионерах, отдыхал от трудов праведных. Хотя какой там отдых.. .Он как раз делал пристрой к дому. Любо было смотреть, как отставной берендей управлялся топором. Заправдашний плотник! От старинного отцовско-дедовского опыта воспринял он аккуратность в работе. Всякие есть на селе плотники. Иной – тюк, тюк, вырубит наспех топорище и быстренько топор насадит. « Хоть рашпилем иль стеклом поскобли, – скажут ему, – ведь руки позанозишь». «Ничего, – ответит «мастер», – рукавицами обшоркаю». У Определенцева же топоры, рубанки – загляденье, ручки у пил, стамесок – точеные. А если вещь он какую сделает, пусть хоть будет то обыкновенный черен для лопаты или метлы, отфугует обязательно, краешки подровняет, наждачком почистит. Все путем, что называется. Дом сыну поставил, хозпостройки возвел. Занялся пчелами.

А как же лес? Та тысяча гектаров, что была закреплена за ним ? Отцовское ремесло перенял один из троих сыновей. На плечах Алексея Алексеевича – заготовка древесины, уход за саженцами, сбор семян, изготовление метел. Расселяет он рыжых муравьев. Практика показывает: четыре-пять муравейников достойно несут санитарную службу в целом лесном квартале. Есть тут солидный питомник, где подрастают тысячи и тысячи рукотворных сеянцев сосны и других культур. Трудно перечислить все то, что должен делать мастер леса. Еще труднее охватить всю широту забот и обязанностей, которые взвалил на себя Алексей Алексеевич, движимый искренней любовью к зеленому другу.

Постоянно бывают ревизии. Учитывается все: сколько новых посадок, как чувствуют себя старые, много ли самовольных порубок. По итогам инвентаризаций Сурское лесничество, где работает Алексей Алексеевич, обычно занимает призовое место.

Много в Красной Поляне и окрестных селениях Определенцевых. Большой род. Их величают исстари собирательным прозванием «Алексеевы», поскольку Алексей- самое модное среди них имя. У Алексея Ивановича пятеро внучат, двое именуются Алешами.

.. .Школьник Алексейка повесил на ветке кормушку для птиц. И глядя, как весело прыгают под окном птахи, слушает рассказ деда. А потом заключает: я тоже стану хозяином леса.

«Не боязно будет в дубраве-то?» – пугает бабушка. «Чего же бояться? Лес не обидит,-отвечает за внука Алексей Иванович.- Его бы не обижали».

И вспомнились тут слова из памятки одного показательного лесничества – не поднимай на лес руку: он послужит и деду, и внуку.

Евгений ШУРМЕЛЕВ