Очень любопытную премьеру сыграл под конец года Ульяновский областной драматический театр.

Спектакль «Завещание» поставлен главным режиссером драмтеатра Юрием Копыловым по современной (2004 года) пьесе Анатолия Крыма «Завещание целомудренного бабника». Премьера была намечена на 31 октября, в день 60летнего юбилея народного артиста РФ Бориса Александрова, но по объективным причинам ее перенесли, в итоге главную роль Дон Жуана на премьере сыграл Сергей Кондратенко.

Дон Жуан в пьесе – не классический искуситель, не мастер любовной интриги, а человек, который любил всех женщин, с которыми был близок. Появление Александрова в этой роли (он ее репетировал и, надеемся, вскоре сыграет) будет логичным: однажды он уже был Дон Жуаном (точнее, Дон Хуаном) в спектакле по пьесе Гильерме Фигейредо. Там Дон Хуан – заложник своей скандальной славы, ему даже не нужно никого соблазнять: почтенные дамы, одержимые любопытством, сами приходят к нему, чтобы провести ночь с легендарным любовником. Так что смысловая связь между этими двумя спектаклями несомненна.

Пьеса «Завещание целомудренного бабника» представляет собой авторскую фантазию на тему классического сюжета о Дон Жуане. По версии автора, этот хрестоматийный соблазнитель не был унесен в преисподнюю статуей Командора, а прожил жизнь и на пороге смерти исповедуется молодому монаху – единственному, кто согласился отпустить грехи знаменитому прелюбодею… Но Дон Жуан не признает себя виновным в грехе прелюбодеяния, хотя людская молва утверждает, что он «совратил» 617 женщин. На исповеди Дон Жуан говорит, что не мог этого сделать физически, потому что изза перенесенной в детстве болезни лишился «счастья быть возлюбленным супругом, быть отцом». Слова и поцелуи – все, что ему осталось, но с их помощью он не губил, а спасал женщин, лишенных ласки своих грубых мужей; он не обесчестил, а вознес этих женщин на пьедестал любви, и сам совершил с ними это восхождение (обратите внимание на жанр постановки – «исповедь целомудренного бабника»). Огромные глаза Спаса, возвышающиеся в глубине сцены, словно свидетельствуют, что Дон Жуан не врет: мыслимо ли перед ликом Господа осквернять ложью таинство исповеди, да еще на пороге смерти? «Я любил их всех, говорит Дон Жуан. – Любовь и есть благословение божье».

Актер Сергей Кондратенко (он в рекордные сроки подготовил эту роль), кажется, сделал все, чтобы по ходу действия не возбуждать у зрителя жалости к своему герою. Кондратенко убеждает нас, что для его Дон Жуана каждая встреченная им женщина была даже не ступенью к вершине любви, а – самой вершиной.

Он играет человека, который, утеряв детородную функцию, никогда не переставал быть мужчиной, который знает и умеет в любви больше, чем миллионы здоровых «жеребцов». А в сострадании и защите нуждается не он, а хрупкая любовь юного Монаха (Денис Верягин) к прекрасной сиротке Анне (Юлия Ильина), которую родственники хотят выдать замуж за безобразного, но богатого старика.

Дон Жуан щедро делится с молодыми опытом – не соблазнения, а завоевания и сохранения любви. Монаха он учит решительности («Лень – злейший враг любви, в любви ничего нельзя откладывать на завтра»), рекомендует «нажимать на главный женский орган», то есть слух; неопытной Анне он советует сохранять в браке интригу («Каждый раз старайся быть другой… Тогда он будет вынужден всю жизнь разгадывать одну загадку – тебя!»). Дон Жуан, никогда не бывший семьянином, взял на себя роль отца, мудрого наставника, и справился с ней.

В сценическом решении спектакля Юрий Копылов использует элементы комедии дель арте, или комедии масок, к которой он неоднократно обращался ранее. Комедия дель арте – это итальянский площадной театр, в котором заданные персонажи (маски) импровизируют на тему стандартных сюжетов, одновременно комических и нравоучительных (например, хитрые слуги устраивают брак молодых влюбленных вопреки планам косных родителей и богатого старого жениха). В «Завещании» маски Арлекино, Коломбины и Пьеро (артисты Виктор Савченко, Евгения Сергеева и Иван Сергеев) почти постоянно присутствуют на сцене, словно тени, оторвавшиеся от своих хозяев и живущие своей жизнью; они разыгрывают дивертис менты, которые придают действию пьесы некую «невсамделишность». В присутствии «масок» пьеса воспринимается почти как импровизация. Но, что любопытно, режиссер как будто намеренно тормозит это ощущение, разбивая действие на эпизоды, каждый из которых вводится словами: «Эпизод такой-то, в котором происходит то-то и то-то». При этом эпизод заканчивается не вполне так, как было заявлено, по ходу дела обрастая новыми смыслами. Режиссер как бы надевает на эпизод маску, которая в конце с него слетает, и этот факт в спектакле отмечается ударом гонга.

Каждый эпизод содержит важную мысль или фразу, имеющую моральный посыл; мораль выдается порциями. Тем самым нам говорят: любой эпизод жизни существует для того, чтобы человек извлек из него нравственный урок. Не забудем, что действие происходит под присмотром всевидящего ока Бога, и в этом смысле «импровизация с торможением», должно быть, означает следующее: вы, люди, можете импровизировать ваши жизни, как вам угодно, но сымпровизировать судьбу не в вашей власти, ибо она предначертана свыше… Параллель с комедией масок, возможно, понадобилась Юрию Копылову еще и для того, чтобы подчеркнуть: каждый из героев появляется на сцене в облике, который не есть его истинная суть, но по ходу действия постепенно возвращается к себе. Монах больше не прячет под сутаной своей юношеской страсти и готов бежать с Анной. Анна вначале предстает перед зрителем в роли воительницы, в мужском платье и со шпагой; она пришла, чтобы дать бой «донжуанизму», но, преодолевая недоверие ко всем мужчинам, превращается в «нормальную», в меру кокетливую, но в целом кроткую девушку, готовую отдать свое сердце любящему человеку. Дон Жуан из записного ловеласа, из легенды о себе преображается в покровителя и проводника молодости. Может быть, вся его жизнь – это подготовка к финальной миссии: помочь Монаху и Анне изменить свои характеры и тем самым изменить судьбу, не дать угаснуть этой красивой, но такой беззащитной любви. (Кстати, на сцене стоит портрет Дон Жуана в молодости, полуприкрытый материей, и на этом портрете он похож на Христа, каким его изображали живописцыклассики.) Только ироничный Лепорелло(засл. арт. РФ Владимир Кустарников), слуга Дон Жуана, казалось бы, не меняется, но ведь и он постоянно «в маске»: делает вид, что ждет не дождется кончины хозяина, чтобы завладеть его скудным наследством, а на самом деле он – единственный, кто ему по-настоящему предан.

Местами автор пьесы переходит на «шекспировский» размер, и сквозь ироничный посыл пьесы пробиваются вполне шекспировские страсти, даже обнажаются шпаги, хотя до кровопролития не доходит.

И эта страсть тоже не могла не привлечь Юрия Копылова, признанного специалиста по Шекспиру.

Спектакль «Завещание» можно смело рекомендовать зрителям разных возрастов, начиная с подросткового. В этой комедии, как в сказке, большой намек, ненавязчивый урок для всех, кто способен его извлечь, и, несомненно, – много удовольствия.

Сергей ГОГИН