О том, что сданный недавно в эксплуатацию новый (северный) мост через Волгу не оправдал ожиданий ульяновцев, мы писали уже не раз. По новой переправе, как оказалось, мало кому из горожан есть нужда куда-то поехать. Так что ездят по ней в основном транзитники – в обход Ульяновска.

Но ждали-то мост так долго именно горожане. Ждали с какими-то неясными надеждами на всеобщее счастье, причем именно в связи с этим мостом. Сколько губернаторов, сменяя друг друга, клятвенно обещали доделать это главное дело – достроить то есть переправу. И тогда! Достроили…

Результат был бы, вероятно, другим, если бы выход моста сразу прокладывался в новый город, а не на Майскую гору, как это произошло сейчас. Большинство жителей Заволжья, вынужденных ездить на правый берег на работу (после ужимания «Авиастара») или по делам – это именно новогородцы. И когда перед ними вставала бы альтернатива, где ехать – с нового города прямиком на северный мост или же через Верхнюю и Нижнюю Террасы на старый мост, – основная часть выбирала бы, наверняка, путь сразу на новый и через север в центр. Но этот вариант почему-то отмели, запланировав его якобы на более позднее время.

Спасением для моста стал бы и предусматривавшийся первоначальным проектом пуск по нижнему ярусу скоростного трамвая. Собственно, примерно об этом «СК» писал из года в год, предлагая пустить по старому мосту из нового города на правый берег – до Центрального железнодорожного вокзала – пригородный пассажирский поезд. Он капитально разгрузил бы действующий мост от пассажирского автотранспорта – тех же «ГАЗелей». Предлагали мы это при всех современных губернаторах: при Юрии Горячеве, Владимире Шаманове и Сергее Морозове. Но все было тщетно, хотя на новом мосту скоростной трамвай был запланирован.

В какой момент он из проекта выпал, точно неизвестно. Вычеркнули его, вероятно, в связи с оптимизацией расходов на строительство, то бишь – удешевлением. И это был, по-моему, тот ребенок, которого выплеснули вместе с водой. Трамвай опять же разгрузил бы старый мост, а сократив количество автотранспорта, благотворно сказался бы и на экологии города, вполне задыхающегося уже от выхлопных газов.

Но поразительна логика руководства – кроме дензнаков, оно ничего не видит, никакую целесообразность своих решений не в состоянии анализировать. Только: с трамваем на столько-то миллиардов больше, без него – на столько же меньше. Остальное не интересует.

Шанс сделать новый мост максимально востребованным пока еще остается – если скоростной трамвай будет все-таки возвращен в проект. Надежд на это, впрочем, мало. Дальнейшую доводку моста Москва оставит, скорее всего, на области, а область не потянет ни трамвайную линию «новый город – правый берег», ни автомобильную трассу с моста на новый город, минуя обе Террасы. За пять последних лет областной бюджет не построил ведь ничего вообще (и как только Горячев смог в свое время, время полного безденежья, возвести целый ряд школ, больниц и детских садов!). В общем, велика вероятность, что северный мост останется всего лишь дорогостоящим украшением волжского пейзажа.

Юрий КАШИНСКИЙ