Автор: Галина Полякова
Похоже, тема духовного единения актуальна сегодня не только для мусульман. РПЦ, при всем кажущемся единстве, никак не может определиться с единой позицией: как по отношению к самой себе как к проводнику любви, справедливости и других духовных ценностей, так и к российской конституции, в частности, к принципу свободы совести – базовому для любого правового государства.
С одной стороны представители этой религиозной организации стремятся к повсеместному развитию православной жизни, в том числе и в мусульманских регионах. С другой – хотят ограничить свободы последователей других конфессий, апеллируя при этом то к градостроительным нормам, то к религиозным чувствам православной общественности, то к политическим мнениям и интересам местных органов власти.
Красноречивым примером тому являются два последних события, практически одновременно произошедших в различных регионах нашей страны.
Как сообщает ГТРК “Ставрополье”, 17 декабря состоялась встреча президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова с архиепископом ставропольским и владикавказским Феофаном, на которой было озвучено желание РПЦ развивать религиозную жизнь в республике.
По словам Феофана, для развития православия требуется увеличение числа православных храмов, обеспечение безопасности их настоятелей, а также соответствующих условий в тех школах, где учатся православные, для преподавания ОПК. И в этом Кадыров пообещал свое содействие. Президент уже выделил безопасное жилье для священника в Грозном.
В целях пропаганды толерантности стороны также договорились развивать сотрудничество в сфере работы с молодежью. Для этого архиепископ Феофан и муфтий ЧР Султан-хаджи Мирзаев будут посещать университет в Грозном, а в первом квартале 2010 года в Чеченской Республике пройдет конференция православной и мусульманской молодежи.
Вместе с тем, далеко не везде представители РПЦ проявляют подобную заботу о толерантности и стремление к сотрудничеству для ее развития. На это указывает другое событие, символично совпавшее по времени с первым.
В Ульяновске настоятель одного из храмов по имени Алексий Скала призвал власти отменить решение о возведении Соборной мечети рядом со строящейся церковью. Следует подчеркнуть, что это далеко не первый случай, когда священники, пытаясь присвоить право выдавать благословение на строительство мусульманских храмов, выступают инициаторами кампаний против возведения мечетей. Доходит до совсем оригинальных мер. Так настоятель Казанского собора в Ачинске протоиерей Евгений Фролов, собрав своих прихожан, освятил выделенную под мечеть землю. Логика простая: теперь на ней можно строить только “объект православного назначения”, прочее строительство будет считаться осквернением земли.
Не менее оригинальным выглядят аргументы Скалы. Народности, исповедующие ислам в регионе, являются “национальным меньшинством”, цитирует его сайт “Интерфакс-Религия”, известный своими симпатиями к православию.
При этом батюшка пытается предстать и в роли представителя чаяний, выразителя интересов “православной общественности”, и борца за права животных.
“Я, православный священник, как и моя паства, не хочу молиться и совершать богослужения под призывы к намазу с минаретов рядом стоящей мечети! Я не хочу приносить великую бескровную жертву святого причастия в то время, когда рядом будут резать баранов и проливать жертвенную кровь!” – сказано в обращении.
В порядке лирического отступления следует отметить, что мясо жертвенных баранов, в отличие от “бескровной” жертвы, затем раздается нуждающимся, что является со времен пророка Авраама проявлением реальной заботы о людях. Что касается забоя животных прямо на улице, то эта проблема вытекает из отсутствия инфраструктуры – специализированных боен, холодильников и т.д., которая давно и успешно решена во многих развитых странах.
Впрочем, дело здесь даже не в очередной попытке очернить ислам, приписав ему кровожадность и другие пороки, хотя это не может не отразится на конфессиональных отношениях. Гораздо более важной представляется необходимость выработки одной из традиционных конфессий России четкой позиции в отношении других, не менее традиционных, которая бы основывалась не на желании стать “государственной религией”, а на конституции и соблюдении прав человека и гражданина. Ведь от наличия такой позиции во многом зависит обеспечение мира, безопасности и территориальной целостности нашего общего дома – Российской Федерации.