Тридцать шесть лет назад в Ульяновске произошла страшная трагедия. На железнодорожном переезде столкнулись пассажирский поезд и рейсовый автобус. Погибли 15 человек. Но в то время не принято было предавать огласке такого рода ЧП. Ульяновцы, как и вся страна, жили победами социализма, строили коммунистическое общество, где, по всей видимости, не бывает бед. Поэтому многие горо жане (особенно нынешнее поколение) об этой трагедии ничего не знают. В свое время это ЧП упорно скрывало и руководство Ульяновской железной дороги. По крайней мере, отказывалось предоставлять всю не обходимую инфор мацию. Теперь «НГ» приоткрывает завесу тайны

ПРОПАЛ СВЕТ

Это случилось 10 ноября 1973 года в 15 часов 37 минут на железнодорожном переезде 20-й км 8-й дистанции пути перегона станции Белый Ключ и станции Большие Ключищи.

Примерно в час дня из-за повреждений ЛЭП-6 совхоза «Красная звезда», подключенной к высоковольтной линии Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги, отключился свет на участке станций Ульяновск — Солдатская Ташла. Пропало электричество и на железнодорожном переезде 20-й км 8-й дистанции пути.

В тот день дежурным здесь был 55-летний Петр Королев. В принципе, это самый обычный переезд, через который проходят две нити железнодорожных путей.

Отключения света случались и раньше. Может быть, поэтому ничего страшного в этом дежурный не увидел.

Какое-то время Петр Королев использовал оповестительную сигнализацию и электрошлагбаум, что работали на резервном питании от аккумуляторной батареи. Но потом вдруг отказался от этой затеи, понадеявшись на запасной ручной шлагбаум и на то, что свет должны скоро дать. Об отключении электричества на станцию Ключищи он сообщать даже не стал.

О приближении к переезду пассажирского поезда №295 «Ульяновск — Сызрань» Королев узнал по сигнальной контрольной лампочке. Как ни в чем не бывало дежурный вышел из будки, прихватив с собой желтый и красный флажки. При этом решил не закрывать переезд ручным шлагбаумом, надеясь на то, что машин не будет.

ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА

В это время со стороны поселка Ульяновского мелзавода к железнодорожному переезду приближался рейсовый автобус. Водителем был тридцатилетний Станислав Смирнов, работник Сенгилеевского автотранспортного предприятия. Судьба уже потрепала его, преподнося каждый раз новые сюрпризы.

Однажды, будучи пьяным, Смирнов повез доярок на ферму да, проезжая через поле, задавил восемь овец. Отделался «легким испугом»: возбуждать уголовное дело не стали. Смирнов выплатил деньги за причиненный ущерб. А спустя год после этого случая, работая в Сенгилее, после распития с друзьями пива умудрился перевернуть бензовоз на повороте. И на этот раз уголовное дело не заводилось. После этих передряг парень вроде бы одумался.

… Для него это был самый обычный пассажирский рейс — из Сенгилея в Ульяновск. В салоне «пазика» находились 40 человек. Дорога длинная, моросил дождь, поэтому многие пассажиры дремали. Чтобы не одолевал сон, Смирнов включил радио. Эстрадная музыка немного взбодрила водителя. Впереди он увидел дежурного, который подавал сигналы. Но это шофера нисколько не насторожило. Шлагбаум открыт, значит, проезд свободен. Перед самым знаком «Внимание, автоматический шлагбаум» Смирнов сбросил скорость и заехал на первую линию рельсов.

СТОЛКНОВЕНИЕ

Дежурный по переезду Королев видел и автобус, и приближавшийся поезд. Решив остановить «пазик», он поднял красный флажок, а в другой продолжал держать желтый. Поезд тем временем подходил к переезду, и машинисты уже отчетливо видели и самого дежурного, и приближающийся к путям автобус. Машинист тепловоза, боясь, что может произойти столкновение, стал сигналить.

Увидев, что автобус не тормозит, дежурный изо всех сил замахал красным флажком, даже попытался перекрыть ему дорогу. Но «пазик» уже преодолел первую нить рельсов и заехал на следующую. Тут словно что-то заставило шофера посмотреть в сторону.

Перед ним вырастал несущийся на большой скорости поезд. Смирнев испугался, быстро переключил скорость и нажал на газ. Но отъехать назад не успел.

…Раздался страшный удар. Послышались крики людей. Автобус отбросило в сторону, развернув на 180 градусов.

Протяжный гудок тепловоза, крики… Все поплыло в глазах у водителя. От удара головой об лобовое стекло он потерял сознание.

ТРУПЫ ЛЕЖАЛИ НА РЕЛЬСАХ

О ЧП сразу же сообщили в милицию и в «скорую помощь». То, что увидели прибывшие на место катастрофы милиционеры и медики, повергло их в шок. Задняя часть салона автобуса была разбита, дверца оторвана и смята. На расстоянии десяти метров от «пазика» лежали разбросанные по всему железнодорожному полотну трупы людей.

Когда водитель автобуса очнулся, не сразу понял, что произошло. Уцелевшие пассажиры в шоковом состоянии повторяли лишь одну фразу: «Мы тебе говорили, что поезд идет!». Смирнов вылез из кабины, к нему сразу же подошли милиционеры.

При столкновении погибли 15 человек. Среди них были две несовершеннолетние девочки. Судмедэксперты, которые проводили вскрытие тел погибших, констатировали, что смерть в основном наступила от открытых многоосколочных переломов оснований черепов, а также от сильных ушибов и кровоизлияний.

Пять пассажиров получили тяжелые телесные повреждения, остальные — легкие травмы. Всех пострадавших отвезли в областную больницу.

По городу сразу поползли слухи. Это было время, когда в газетах не могла появиться даже небольшая заметка о трагедии. Тем не менее многие ульяновцы уже вечером того дня узнали о случившемся. А слухи были самые нелепые и чудовищные. Мол, погибли все пассажиры автобуса и поезда.

ПЫТАЛИСЬ ВЫКРУТИТЬСЯ

На следующий день прокуратурой Ульяновского района было возбуждено уголовное дело. Водителя автобуса Смирнова и дежурного по переезду Королева арестовали. Заводить уголовное дело на машиниста тепловоза и его помощника не стали, так как машинист технически не смог бы вовремя остановить поезд. (Тепловоз шел со скоростью 62 километра в час, при этом его тормозной путь равен 250 метрам). Никто не мог предвидеть трагедию, к тому же дежурный держал в руках «желтый флажок», означающий «свободный переезд».

Свою вину Королев и Смирнов признали частично. Каждый пытался выкрутиться.

Из показаний Петра Королева: «Я сообщал на станцию об отключении электричества. [Дежурный по станции в ходе следствия этого не подтвердил. — Прим. авт.). Ручной шлагбаум не стал приводить в рабочее состояние, подумав, что скоро дадут свет и электрошлагбаум заработает. Когда сработала контрольная лампочка, я вышел встречать поезд с двумя флажками. В левой — «желтый», в правой — «красный». Увидев автобус, начал подавать сигналы водителю. Махал красным флажком вверх-вниз. Но шофер не обратил внимания и поехал прямо на меня. Я даже отбежал в сторону…».

Из показаний Станислава Смирнова: «В 14 часов дня выехал из Сенгилея в Ульяновск. Подъезжая к переезду, убедился, что шлагбаум открыт. На противоположной стороне, облокотившись на изгородь, в полуобороте стоял мужчина. Подъехав к надписи «Осторожно: автошлагбаум!», сбавил скорость, но ничего не заметил. Когда заехал на переезд, мужчина, стоящий в полусогнутом состоянии у изгороди, выпрямился и стал махать красным флажком…».

ПРИГОВОР

Следствие прошло быстро. И уже в конце января 1974 года дело передали в областной суд. На судебные заседания были приглашены потерпевшие. Они рассказали судебной коллегии, что видели поезд и даже сообщили об этом водителю.

Шофер же повел себя легкомысленно, нарушив самые элементарные правила переезда через железнодорожное полотно.

В вину Королеву вменялось то, что он не сообщил об отключении электричества дорожным мастерам. Не воспользовался запасным ручным шлагбаумом. Хотя ручной шлагбаум и аккумуляторные батареи работали нормально.

Петра Королева обвинили в совершении преступления по части 1 статьи 85 УК РСФСР, Станислава Смирнова — по части 3 статьи 211 УК РСФСР. На суд подсудимых доставляли под конвоем. Государственный обвинитель просил дать им по 15 лет лишения свободы с содержанием в исправительно-трудовой колонии.

1 февраля 1974 года прозвучал приговор. Петру Королеву дали 12 лет лишения свободы с содержанием в ИТК общего режима. Смирнов просил суд снизить срок заключения, мотивируя тем, что у него двое несовершеннолетних детей. Тем не менее суд был категоричен — 15 лет лишения свободы с отбыванием в ИТК общего режима.

Кассационную жалобу, которую подали потом осужденные, рассмотрела судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РСФСР. Решено было приговор Ульяновского областного суда оставить без изменений.

По архивным материалам облсуда

P.S. Дальнейшая судьба Королева и Смирнова неизвестна. Говорят, оба освободились досрочно, а после уехали из города, чтобы ничто не напоминало им о роковой ошибке, приведшей к трагедии.

Арсений КОРОЛЕВ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.