В ИЮНЕ 2008 ГОДА С ОКОНЧАНИЕМ РЕОРГАНИЗАЦИИ ОАО «РАО «ЕЭС РОССИИ» БЫЛА ЗАВЕРШЕНА СТРУКТУРНАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ И СОЗДАНА ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВАЯ СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ, НАЦЕЛЕННАЯ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В НОВЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ. БЫЛИ СФОРМИРОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ ОТРАСЛИ – ГЕНЕРИРУЮЩИЕ И СБЫТОВЫЕ КОМПАНИИ, ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, В ОТРАСЛЬ ПРИШЛИ ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТОРЫ. ПРОДОЛЖЕН ПРОЦЕСС ПОЭТАПНОЙ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В СТРАНЕ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КОТОРОЙ ОПРЕДЕЛИЛО ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ.

С изменением структуры отрасли, соответственно, принципиально изменилась и система ее регулирования. Энергетика является отраслью экономики, на которой строится система жизнеобеспечения всех регионов нашей страны. Поэтому основной задачей за прошедший год для Министерства энергетики РФ стало дальнейшее формирование новой системы регулирования в электроэнергетике, управления, контроля и развития отрасли, а также обеспечение надежного функционирования единой энергосистемы, особенно в период прохождения осенне-зимнего сезона.

были созданы новые структуры – Федеральный штаб и региональные штабы по обеспечению надежного энергоснабжения потребителей, Правительственная комиссия по развитию электроэнергетики, налажена межведомственная кооперация. Многое предстоит еще сделать. Требуется большая нормотворческая работа, регулирующая функционирование отрасли и рыночных механизмов, а также необходимо формирование эффективных механизмов контроля и надзора как на уровне государства, так и на уровне саморегулируемых организаций – участников рынка электроэнергии. Этот сложный по своей сути процесс шел в непростых экономических условиях – мировой финансовый кризис существенно отразился как на текущем функционировании отрасли, так и заставил корректировать перспективы развития. Некоторые процессы требовали в данных условиях не только нормативного регулирования, но и «ручного управления» для сохранения сбалансированного и надежного функционирования отрасли.

Прошедший год также стал своеобразным индикатором проблем в электроэнергетике, особенно во вновь формирующихся механизмах рынка, выявил слабые точки и проблемы действующей модели рынка в условиях экономического кризиса, которые требуют более глубокого анализа и не терпят спешки в их решении. Однако, существенные меры по ликвидации некоторых проблемных точек уже были приняты –был введен механизм «сглаживания» цен на рынке электроэнергии, позволяющий избежать резких скачков цен, принято постановление Правительства РФ о возможности введения механизма госрегулирования цен при спекулятивных скачках цен, введены корректировки в нормативные акты, позволяющие бороться с неплатежами потребителей.

Одним из существенных последствий экономического кризиса стало снижение уровня и изменение структуры электропотребления в стране, что, конечно, влияет на корректировку ранее намеченных планов развития отрасли. В Генеральной схеме изначально был заложен уровень электропотребления примерно в 1,5 -2 раза выше текущего. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года была утверждена Правительством рФ в 2008 году на основе оценки прогнозов электропотребления страны и ее регионов, а также базовых показателей работы электроэнергетики в 2006 году. ее корректировка должна проводиться раз в три года в плановом режиме. В принципе, в этом году мы подошли к этапу плановой корректировки Генсхемы.

Сейчас Министерство энергетики РФ проводит работу по ее уточнению в соответствии с изменившейся ситуацией и приведению ее в соответствие с актуальной состоянием развития электроэнергетики. Экономическая ситуация, в определенной степени, стабилизируется, поэтому сейчас необходимо разворачивать эту работу, с учетом складывающихся условий.

Что касается реформирования энергосистемы Ульяновской области, можно сказать следующее.

Начало 2000-х годов было особенно тяжелым периодом для Ульяновской энергосистемы. Сложилась критическая ситуация, когда из-за систематических неплатежей за производимую продукцию – тепло и электроэнергию, горячую воду и технологический пар, а также за счет развивающегося экономического кризиса – энергосистема несла серьезные риски.

13 апреля 2001 года на внеочередном собрании акционеров ОАО «Ульяновскэнерго» было принято решение о введении антикризисного управления энергосистемой ОАО «Средневолжская межрегиональная управляющая энергетическая компания» («СМУЭК»).

Менеджменту ОАО «СМУЭК» удалось решить ряд первостепенных задач, связанных со сбытовой деятельностью «Ульяновскэнерго», и вывести ульяновскую энергосистему из антикризисного режима деятельности к работе по развитию компании с учетом реалий складывающегося конкурентного рынка электроэнергии.

С 1 января 2006г. в рамках проекта реформирования электроэнергетики, инициированного Правительством РФ, региональная энергосистема разделилась на три самостоятельных юридических лица по видам деятельности: производство энергии, транспортировка(сети) и сбыт.

На базе ОАО «Ульяновскэнерго» созданы и ведут свою операционную деятельность:

– ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» (Волжская ТГК) – производство электрической и тепловой энергии(включает филиалы ТЭЦ-1,2,3, территориальное управление по теплоснабжению в г.Ульяновск ), теплоснабжение потребителей. контрольный пакет акций «Волжская территориальная генерирующая компания» принадлежит ОАО «КЭС»;

– ОАО «Волжская межрегиональная распределительная компания» (Волжская МРК) – передача электрической энергии.

– ОАО «Ульяновскэнерго» продолжает функционировать как региональная энергосбытовая компания.

– С января 2008 года в Ульяновске начал работу новый филиал ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» – «Территориальное управление по теплоснабжению в г. Ульяновск». Филиал объединил Управление сбыта по г. Ульяновск и предприятие «Ульяновские тепловые сети».

Основные виды деятельности «Территориального управления по теплоснабжению в г.Ульяновск» – транспортировка и сбыт тепловой энергии от ульяновских ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3. На балансе «ТУ по теплоснабжению в г. Ульяновск» находится 153,2 км магистральных и распределительных тепловых сетей.

Новый филиал создан, в первую очередь, для удобства потребителей, которые смогут в едином центре решить все возникающие вопросы: от подачи заявки на подключение к теплосетям до расчетов за потребленную тепловую энергию.

На новую структуру также возложена ответственность за качественное теплоснабжение ульяновских потребителей ВоТГк и развитие централизованной системы теплоснабжения на территории муниципалитета.

Другими источниками теплоснабжения региона являются муниципальные и ведомственные котельные.

Функции диспетчерского управления объектами электроэнергетики на территории Ульяновской области осуществляет Филиал ОАО «СО ЕЭС» Ульяновское РДУ, созданный 1 сентября 2003 года, входит в зону ответственности Филиала ОАО «СО ЕЭС» ОДУ Средней Волги.

В управлении и ведении Филиала ОАО «СО ЕЭС» Ульяновское РДУ находятся объекты генерации установленной электрической мощностью 945 МВт, 84 линии электропередачи класса напряжения 500/220/110 кВ, 58 трансформаторных подстанций и распределительных устройств электростанций с суммарной мощностью трансформаторов 5882 МВа.

В состав Ульяновской энергосистемы входят следующие субъекты электроэнергетики:

• блок-станция АЭС и ТЭЦ ОАО «ГНЦ НИИАР»;

• Филиал ОАО «ФСК ЕЭС» Средне Волжское ПМЭС.

Площадь территории, входящей в операционную зону, составляет 37,2 тыс.кв.км с населением 1382,3 тыс. человек.

Выработка электроэнергии в энергосистеме Ульяновской области в 2008 году составила – 3266,5 млн. кВт ч, потребление – 6089,2 млн. кВт ч.

На территории энергосистемы Ульяновской области находятся следующие крупные потребители (более 15 МВт):

• ОАО «Ульяновский автомобильный завод»,

• ОАО «Ульяновскцемент»,

• ОАО «Димитровградский автоагрегатный завод»,

• ОАО «Ульяновский моторный завод»,

• ЗАО «Авиастар-СП»,

• ОАО «Ульяновский патронный завод»,

• ОАО «МНП «дружба». Ульяновским РДУ ежегодно разрабатываются мероприятия по минимизации установленных рисков, влияющих на надёжность функционирования энергосистемы Ульяновской области, которые в дальнейшем направляются в сетевые и генерирующие компании для включения их в планы технического перевооружения, а также ведется учёт «Узких мест» и «рисков» и отслеживается тенденция их выполнения.

В 2009году разработаны мероприятия по ликвидации «узких мест» и направлены в сетевые и генерирующие компании для включения их в планы технического перевооружения.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Суммарная установленная мощность электростанций Ульяновской области составляет 944,5 МВт.

Финансовый кризис также повлиял на снижение электропотребления в Ульяновской области. динамика планового и фактического месячного электропотребления показывает снижение максимального электропотребления в 2009г. по отношению к 2008г. на 8,3%. Фактическая выработка электроэнергии в январе 2009г. составила 398,29 млн. кВт ч., что ниже максимального электропотребления по территории Ульяновской энергосистемы в январе 2009г. на 33%.

Однако несмотря на снижение спроса электропотребления, степень износа генерирующего и сетевого оборудования региона ( боле 50 %) требует осуществления планов модернизации и технического перевооружения, а также реализации инвестиционных программ энергокомпаний.

Покрытие растущей потребности потребления мощности целесообразно осуществлять за счёт развития электросетевого хозяйства и за счёт ввода новых генерирующих мощностей в Ульяновской энергосистеме.

Филиалом ОАО «ФСК ЕЭС» МЭС Волги планируется в 2009/2010 гг. проведение реконструкции ПС 220 кВ Ульяновская.

Программа развития и повышения надежности функционирования электросетевого комплекса филиала ОаО «МрСк Волги» – «Ульяновские распределительные сети» на период 2009-2014гг. включает в себя основные мероприятия:

Строительство ПС 110 кВ Парковая в 2012г.

Увеличение трансформаторной мощности на трансформаторных подстанциях 110 кВ – центральная, автозапчасть, Северная, Свияга, а также увеличение пропускной способности сетей:

• ВЛ 110 кВ центральная-3,4;

• ВЛ 110 кВ Ульяновская-кременки-1,2,

• ВЛ 110 кВ Вешкайма-1,

• ВЛ 110 кВ Северная-3;

В 2009г. филиалом ОАО «МРСК Волги» – «Ульяновские распределительные сети» планируется провести следующие основные работы:

– замена участка провода на про – вод большего сечения (АС-185 на АС-240 2,7 км) на ВЛ 110 кВ центральная -3, 4 (Влияет на выдачу мощности Ульяновской ТЭЦ-1 в сеть в ремонтных и аварийных режимах);

– Реконструкция ПС 110/35/10 к В Мелекесс-Городская монтаж двух элегазовых выключателей 110 кВ на ВЛ 110 кВ черемшанская – 1, 2 (Влияет на надежность димитровградского энергоузла);

– Реконструкция ОРУ 110 кВ ПС 110/35/10 кВ Павловка замена ОД и КЗ на элегазовые выключатели 2 шт., (обеспечивает энергоснабжение газокомпрессорной станции КС-11).

В связи с изменением экономической ситуации и снижением уровня электропотребления была пересмотрена инвестиционная программа ОАО «Волжская ТГК» на период с 2009 по 2015 г.г. В результате этого, инвестпрограмма компании была скорректирована в плане переносов сроков реализации инвестиционных планов, и в 2015г. на Ульяновской ТЭЦ-1 запланирован вывод мощности 105 МВт (ТГ ст.№7) и ввод в эксплуатацию 110 МВт (ТГ ст.№7). В Ульяновской области отсутствуют технологические ограничения на подключение потребителей к электрической сети с учетом заключенного Соглашения о взаимодействии между Правительством Ульяновской области и ОАО «МРСК» при реализации Программы повышения надежности функционирования надежности функционирования электросетевого комплекса Филиал ОАО «МРСК Волги» – «Ульяновские распределительные сети» на период 2009 – 2011 гг.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД 2009\2010Г.Г.

Подготовка к работе в осенне-зимний период в Ульяновской области велась по утвержденным планам, включающих в себя проведение плановых ремонтов основного и вспомогательного оборудования, зданий и сооружений в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении прохождения осенне-зимнего периода.

Проверка готовности субъектов электроэнергетики проводилась с выездом на места и посещением объектов электроэнергетики с проведением противоаварийных тренировок и рассмотрением документов, отчетов и справок в соответствии с требованием «Положения о проверке готовности субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период». По результатам работы комиссий все субъекты электроэнергетики своевременно получили акты и Паспорта готовности к работе в осенне-зимний период.

По состоянию на 15 ноября 2009г. отставаний по исполнению нормативов запасов угля и мазута на электрических станциях и котельных Ульяновской области нет. Потребность в газе на период ОЗП 2009 – 2010 г.г. будет обеспечена полностью, все необходимые договора на поставку природного газа заключены.

Говоря о ходе выполнения ремонтной кампании в 2009г. надо отметить, что имеются случаи изменения вида ремонта капитального и среднего на текущий по причине «недостаточного финансирования», переноса срока ремонтов на 2010г., в том числе из-за не допоставки запасных частей для капитальных ремонтов. данная тенденция- изменения видов ремонтов- характерна в этом году для всех предприятий отрасли.

В целях обеспечения безопасности электроснабжения потребителей Ульяновской области и во исполнение постановления Правительства российской Федерации от 16 февраля 2008г. №86 «О штабах по обеспечению безопасности электроснабжения» Первым заместителем Председателя Правительства Ульяновской области, руководителем Штаба по обеспечению безопасности электроснабжения потребителей Ульяновской области Козиным В.П. утвержден «регламент функционирования штаба по обеспечению безопасности электроснабжения потребителей Ульяновской области при Правительстве Ульяновской области».