Виктор Матиенко, начальник Управления Судебного департамента в Ульяновской области, утверждает, что его ведомство не судит, а обеспечивает условия для независимого правосудия. Интервью с ним предлагаем вниманию читателей.

ИНТЕРВЬЮ

– Не сделал ли пресловутый кризис уязвимым наше правосудие?

– Настоящий кризис для нас – в прошлом, и притом в далеком. Он пришелся на вторую половину 90-х годов, а его главная причина – в неудовлетворительном финансировании судов. Тогда Президиум Совета судей РФ принял постановление «О критическом положении с обеспечением деятельности федеральных судов общей юрисдикции». Прошло немного времени, и произошел перелом совершенно недопустимого отношения к судебной власти. Главные фундаментальные проблемы решены: сформировано конституционное правосудие, экономическое, административное судопроизводство, восстановлена мировая юстиция, сформирован новый судейский корпус, полноценный состав помощников судей и специалистов, действует Судебный департамент и его управления в регионах, воссоздана служба судебных приставов. В ходе судебной реформы реализуется федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы». В фокусе особого внимания находятся вопросы создания организационно-технических условий для доступа граждан и организаций к информации о деятельности судов. Мне есть с чем сравнивать: я много ездил по России, когда работал советником Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

– Не мог же общий кризис обойти стороной вашу систему?

– Ослабить влияние современного кризиса нам помогает Закон «О финансировании судов Российской Федерации», согласно которому не может быть сокращения бюджетных ассигнований на финансирование судов в зависимости от поступления средств в доходную часть федерального бюджета. Как было отмечено в Постановлении Президиума Совета судей Российской Федерации от 22 октября 2009 года, параметры проекта федерального бюджета на 2010 год позволят обеспечить создание надлежащих условий для осуществления правосудия судами общей юрисдикции.

– Что реально дала целевая программа «Развитие судебной

системы России на 2007-2011 годы» в части, касающейся вашего управления?

– Ситуация начала меняться уже с принятием федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2002-2006 годы». Тогда объем финансирования районных судов области увеличивался ежегодно.

Нам удалось отремонтировать почти все здания районных и городских судов. Реализация очередной целевой программы на 2007-2011 годы уже позволила Управлению завершить работы по «долгострою» здания Железнодорожного районного суда, в пяти судах провести комплексный капитальный ремонт. Вся работа строится в тесном взаимодействии с Ульяновским областным судом, Советом судей и квалификационной коллегией судей области.

Отметил новоселье и коллектив управления в отреставрированном здании, ставшем украшением центральной части Ульяновска, где сохранилась историческая застройка. Правда, обошлось оно нам «в копеечку» именно из-за исторической ценности, но подарок хороший не только для работников Управления, но и всем жителям Ульяновска. Об этом, спасибо, написала ваша газета. Полным ходом сейчас ведется строительство шестиэтажного при-строя к зданию Ленинского районого суда г. Ульяновска. На очереди -строительство здания Димитровградского городского суда. Достигнутый уровень технического оснащения судов вычислительной и оргтехникой создал условия для обеспечения всех судей, работников аппарата судов персональными компьютерами. Это позволило поднять на новый качественный уровень организацию судопроизводства в районных и городских судах.

– Значительное внимание уделяется сейчас размещению информации о деятельности судов и управления в сети Интернет.

– Официальный Интернет-сайт -только доля созданной уникальной государственной автоматизированной системы «Правосудие», объединяющей в единое информационное пространство все суды общей юрисдикции и систему Судебного департамента. В системе действует

Интернет-портал – подсистема государственной автоматизированной системы. Уже сейчас он открывает большие возможности как для сотрудников судов, так и для всех пользователей Интернета. Наши сайты позволяют оперативно информировать о деятельности судов, получать полную и достоверную информацию о работе судов из надежных источников, информацию справочного характера: адреса и телефоны судов, образцы заявлений и жалоб, реквизиты для оплаты государственной пошлины и штрафа, ознакомиться с обзорами судебной практики. Основные сведения о делах, назначенных к рассмотрению, публикуются в разделах «Судебное делопроизводство» или «Справочная информация». Можно обратиться в суд, используя возможности сайта суда. Для этого необходимо открыть раздел «Обращения граждан» и заполнить приведенные поля.

О закрытости судебной системы говорить уже перестали. Суды, Управление судебного департамента стремятся стать прозрачными для общества. Но проблема состоит в том, что это требует значительных финансовых затрат для функционирования систем по размещению необходимой информации (прежде всего текстов судебных решений) именно в сети Интернет. С 1 июля 2010 года вступает в силу Федеральный закон №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Однако, несмотря на длительную разработку и утверждение закона, его нормы по-прежнему вызывают много вопросов. Как говорится, суров закон, но это закон.

– Далеко не каждый может сейчас заглянуть на сайты судов. Может, проще доехать и получить консультацию на месте, в суде?

– Старшее поколение, пожалуй, еще долго так и будет делать. В каждом суде общей юрисдикции действуют приемные, куда могут обратиться граждане. В Димитров-градском городском и районных судах Ульяновска наряду со стендами с документацией установлены информационные киоски «Корсар» и «Infoмaster». Это устройство оборудовано специальным сенсорным

монитором, и с его помощью любой посетитель может найти необходимые сведения в информационной системе суда: списки дел, назначенных к слушанию на определенную дату, образцы документов, график работы суда и другое.

А современные молодые люди, которые уже не мыслят своей деятельности без Интернета, скоро станут зрелыми. И если по воле судьбы кто-то вынужден будет обратиться за защитой своих законных интересов в суд, то вооруженный информацией совершенно иначе воспримет реалии судебной системы. Это нельзя не учитывать. Нельзя забывать и о том, что важнейшими целевыми индикаторами Федеральной целевой программы, о которой мы говорили выше, являются доли граждан, доверяющих и не доверяющих органам правосудия.

– Управление организует материально- техническое и социальное обеспечение судей районных судов. В этом плане, вроде, основные проблемы решены. Когда же такая участь ждет работников аппаратов районных судов, да и Управления?

– То, что условия труда у наших работников стали значительно лучше, – бесспорно. Улучшение финансирования, как я уже говорил, позволяет стабильно, в срок и в полном объеме выплачивать зарплату и положенные иные выплаты. У нас стабилизировались коллектив Управления и аппараты судов. Надеюсь, что ситуация будет меняться к лучшему. Недавно на заседании Президиума Совета судей РФ в Москве слушался вопрос о подготовке предложений по повышению уровня оплаты труда работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции. Но, учитывая, что бюджет предстоящего года сохранен на уровне текущего, придется немного подождать.

– В прессе и в Интернете прошли данные, что в этом году 35 процентов претендентов на должности судей не сдали экзамены. А ведь подбор кандидатов на должности судей, организация и обеспечение работы экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи – в компетенции Управления судебного департамента…

– Статистика, кстати, тоже в нашей компетенции. Но названные цифры общероссийские. У нас в области в текущем году из 38 кандидатов на должности судей сдал экзамен – 31 . Но экзамен – первая стадия на пути к должности судьи. И, с точки зрения отбора, может лучше, что некоторые не сдали. Недавно в Москве состоялся семинар-совещание с председателями экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи при квалификационных коллегиях судей, на котором предметно обсудили проблемные вопросы реформирования системы экзаменационных комиссий и организации их работы. По всей вероятности, статус экзаменационных комиссий будет повышаться, и формироваться они будут не так, как в наше время.

– С чем связан повышенный интерес к предстоящим изменениям в содержании Кодекса судейской этики? Ваше Управление имеет к этому отношение?

– Это дело судейское. Мы только организационно обеспечиваем деятельность органов судейского сообщества: Совета судей и квалификационной коллегии судей области. Но интерес к этой теме у читателей есть, поэтому несколько слов скажу. Кодекс был утвержден VI Всероссийским съездом судей в декабре 2004 года. За прошедшие годы были внесены существенные изменения в законодательство Российской Федерации о судебной системе и о статусе судей, в том числе антикоррупционной направленности. Есть необходимость совершенствования и развития положений Кодекса, закрепления в нем таких правил поведения судей, которые бы отвечали международным стандартам, учитывали бы судебную практику, современное состояние законодательства, регулирующего вопросы статуса судей, и в первую очередь с тем, чтобы повысить доверие общества к судебной системе, обеспечить компетентность, независимость и беспристрастность судов. Проект нового Кодекса судейской этики недавно обсуждался на пленарном заседании Совета судей Российской Федерации.

– Какими должны быть здания современного городского и районного суда?

– Конечно, есть установленные нормативы, но если говорить простым языком, то здания судов должны иметь достойный внешний вид, просторные кабинеты и помещения для судей, работников аппарата, оснащенные офисной мебелью, персональными компьютерами с современным программным обеспечением, оргтехникой, средствами связи, символами государственной власти.

Должны быть созданы нормальные условия для работы прокуроров и адвокатов, изолированные помещения для подсудимых и конвоя. И самое главное – условия для граждан, которые приходят порой со своей бедой в суд как в последнюю инстанцию, где можно найти защиту. Сейчас этим требованиям вполне соответствуют Заволжский, Засвияжский, Железнодорожный, Ульяновский, Мелекесский, Николаевский и Радищевский районные суды. И должен быть в суде деловой администратор, который отвечает в суде за все то, что перечислено выше и еще многое, входящее в его обязанности, помогая судьям вершить «суд скорый, правый, милостивый, равный для всех». Кстати администраторы, работая в судах, состоят в штате нашего управления.

– Чем бы Вы хотели завершить Ваше интервью?

– Пожалуй, статистикой, которая, как мы подчеркивали, входит в нашу компетенцию. За девять месяцев уходящего года районными и городскими судами области окончено производством 4243 уголовных дела, более 24 тысяч гражданских дел, более 17 тысяч различных материалов в порядке гражданского и уголовного судопроизводства. При этом качество и сроки рассмотрения остаются лучшими в России. Эта работа вызывает признание и уважение! В этом есть и наш вклад: создание условий для независимого осуществления правосудия путем постоянного проведения мероприятий финансового, кадрового, материально-технического характера.

Беседовал Анатолий Давыдов