В минувшую пятницу в зале Законодательного Собрания области состоялось заседание совета по проблемам жилищно-коммунального комплекса региона.

Областные власти пригласили к себе руководителей-коммунальщиков и обрисовали мрачную картину нынешнего состояния дел в ЖКХ. Все для того, чтобы обосновать введение еще двух инициатив: создание в области института управдомов и перевод коммунальной системы в режим саморегулирования. И то, и другое не сулит жителям многоквартирных домов ничего хорошего.

О важности обсуждаемого на совете вопроса говорит хотя бы тот факт, что изначально назначенного председательствующим первого зампредседателя облправительства Владимира Козина перед самым началом сменил губернатор. В самом начале вступительного слова Сергей Морозов заявил, что в 2010 году персональную ответственность за качество предоставленных населению области жилищно-коммунальных услуг, несмотря на то, что это функция муниципальных органов власти, он берет на себя. Правда, с соблюдением двух условий.

Сегодня в области 37700 многоквартирных домов, 9600 из них – в Ульяновске, – отметил Морозов. – Значительная доля квартир в них приватизирована, а значит, вся ответственность за состояние жилья лежит на собственниках. Но граждане продолжают верить в принадлежность жилищного фонда государству, крайне слабо осознают себя хозяевами не только своих домов, но и квартир. Виной всему – низкий уровень информированности людей. Проводимая сейчас реформа ЖКХ заключается, в том числе, в привлечении в управление жилыми домами коммерческих структур – частных управляющих компаний. Однако с их приходом у людей не родилось ощущение в их грамотности и профессионализме, того, на что мы рассчитывали.

Вредная для здоровья должность

Улучшить ситуацию, по мнению губернатора, способны две меры, которые будут реализованы в регионе в ближайшее время.

Во-первых, это реализация на территории области проекта «Управдом». Речь идет о возрождении должности «старший по подъезду (дому)», но на более высоком профессиональном уровне. Специально обученный человек должен стать неким посредником между собственниками квартир и управляющими компаниями, который будет получать за свою работу, по выражению Морозова, «вознаграждение». «Управдом – это квалифицированный управляющий, способный профессионально защищать интересы жителей, – рассказал глава области. – Он должен знать перечень общего имущества, примерную стоимость работ по его содержанию и замене, перечень коммунальных услуг и расценки на них, хорошо разбираться в документах, которые регулируют отношения коммунальных организаций, быть активным, чтобы собирать плату за ЖК-услуги с жителей дома, быть достаточно требовательным и придирчивым по отношению к соблюдению договоров с ресурсоснабжающими организациями».

Для реализации этого проекта планируется создать учебный центр – «Институт собственников жилья». Там будут готовить управляющих домами, активистов ТСЖ, членов комиссий. Подготовка кадров будет осуществляться за счет средств Центра занятости по существующей программе опережающего обучения высвобождаемых работников и их переподготовки. В течение короткоговремени запланировано подготовить несколько тысяч управдомов.

Но подготовят такое количество людей не просто так. По задумке региональных властей все они станут инициаторами создания в своих домах ТСЖ. Причем платить такому агитатору (ловко придумано!) будут сами жители из своего же кармана. «Должность управляющего домом, – отметил Морозов, – трудная и даже вредная для здоровья профессия, поэтому будет требовать соответствующей оплаты».

По словам губернатора, зарплата управдому будет начисляться из «средств, сэкономленных при снижении стоимости жилищно-коммунальных услуг». Такая формулировка может означать одно – расходы на управляющего включат в квитанцию о квартплате наряду с платой за отопление и воду.

Регулируйте сами

Второе нововведение формально касается управляющих коммунальных организаций, однако также в случае реализации способно больно ударить по каждому конкретному потребителю услуг. Государство расписывается в своей неспособности регулировать деятельность коммунальной сферы, все больше устраняется от ЖКХ, а взамен предлагает коммунальщикам перейти на саморегулирование. То есть создать саморегулируемую организацию (СРО), которая бы состояла из самих управляющих организаций и в своем кругу решала вопросы установления единых стандартов и правил работы, их соблюдения, соответствия этим правилам того или участника СРО, а следовательно, и допущения его к работе и т. д.

Как идет переход к саморегулированию, можно проследить на примере строительной отрасли. Создание в этой сфере СРО привело если не к коллапсу, то к серьезному кризису в строительстве. Горнило СРО, для вступления в которое требуются огромные средства, в нашем регионе из более двух тысяч строительных организаций смогли пройти не больше сотни. Цены на жилье изза этого нововведения, как считают эксперты, не взлетели лишь благодаря кризису (хотя в следующем году предрекают серьезный рост цен на недвижимость).

Серьезные средства требуются как на организацию и работу самих СРО, так и на создание всевозможных компенсационных и страховых фондов – речь может идти о сотнях миллионов. За счет чего они будут созданы? Угадали – в очередной раз чиновники, не спрося нашего мнения, готовы залезть к нам в карман.

Вадим ПИЛЮКОВ