Безусловно, часть судеб детей-сирот решается с помощью системы устройства их в семьи. Если ребёнка усыновляют, то ответственность за него берут на себя усыновители, и ребёнок приравнивается к законнорожденным детям этой семьи. В Ульяновской области такая семья получает единовременное пособие в размере ста тысяч рублей, на этом забота государства заканчивается и ложится на плечи тех, кто принял непростое решение взять ребёнка из государственного учреждения.
Существует и такая форма, как приёмная семья. В этом случае приёмные родители получают ежемесячное пособие в размере 4800 рублей, плюс зарплату чуть более 3000 рублей. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль над условиями проживания ребёнка в приёмной семье.
Наряду с этой новой формой есть и та, что зарекомендовала себя на протяжении многих лет – опека и попечительство, когда опекун получает лишь пособие от государства в размере тех же 4800 рублей. В последние годы многие опекуны переоформили опекунство на приёмную семью, поскольку в этом случае идёт трудовой стаж, и всё-таки есть возможность получать хоть и небольшую, но заработную плату.
В так называемых патронатных семьях, ребёнок живёт постоянно, но ответственность в этом случае за него несёт государственное учреждение. Эта форма не совсем проработана в деталях, поэтому часто возникает ситуация – «у семи нянек дитя без глаза». Получается, что воспитатель становится платным работником, может брать в семью до десяти детей. Всё-таки это слишком большая нагрузка, реально желательно установить предел – максимум пятеро детей, тогда будет возможность действительно заниматься воспитанием.
В связи с тем, что все эти формы устройства сирот в той или иной степени работают, количество детей в государственных учреждениях сократилось, но берут в семьи, в основном, ребят в младенческом и младшем возрасте. Поэтому сейчас в детских домах воспитываются в большинстве – подростки. Они проходят весь нелёгкий путь детдомовца до конца.