Близится к завершению 2009 год. Пошли ли уроки кризиса на пользу стране, региону и конкретным предприятиям? Что надо сделать, дабы призыв к модернизации не стал очередным лозунгом? Об этом шла речь на декабрьском заседании круглого стола «ДО».

Участники круглого стола:

# Николай Ваганов, директор ОГУП «Старомайнский лесхоз»

# Елена Волкова, директор ЦБО УлГТУ, руководитель Программы МВА

# Александр Дмитриев, генеральный директор ООО «Продсоюзагро»

# Александр Жданов, зампредседателя Ассоциации участников Президентской программы подготовки управленческих кадров «Лидер», предприниматель

# Валерий Касаткин, заместитель генерального директора по материально-техническому снабжению и сбыту ОАО «НПП «Завод «Искра»

# Вадим Комаров, директор ООО «Промстрой»

# Михаил Мокров, директор ООО «Лес-Юг»

# Александр Озолин, директор РИА «Александр 1»

# Дмитрий Подымало, исполнительный директор РОР «Союз промышленников и предпринимателей Ульяновской области»

ДО: Каким был для вас 2009 год? Почувствовали ли вы, что власть и бизнес смогли извлечь уроки из сегодняшних экономических потрясений?

Дмитрий Подымало:

– Еще в начале прошлого года нас уверяли, что Россия – островок стабильности, и все у нас будет хорошо. На самом деле все оказалось не так. Вместе с тем, кризис – это естественное состояние общества, кризисы прогнозируемы. Весь минувший год руководство страны было занято недопущением полнейшего экономического обвала и сосредоточило усилия на выполнении социальных программ. К сожалению, стратегии, которая мобилизовала бы массы и стала действующей в этом направлении, вначале не прозвучало. Сейчас мы слышим, что стране нужна модернизация. Но об этом говорят не первый год, и это пока только слова.

К сожалению, сидение страны на нефтяной «игле», сырьевом допинге не позволило, в первую очередь, нашим промышленным предприятиям адаптироваться к новым экономическим условиям, что и вызвало такие последствия. Статистика прямо об этом говорит: объемы производства в Ульяновской области в 2009 году упали почти на 30% по сравнению с 2008 годом. Но если учесть, что в прошлом году мы кое-как достигли уровня 1991 года, то сравнивать эти показатели с достижениями прошлых периодов не совсем корректно. Я представляю объединение работодателей, и, мне кажется, что кризис научил нас одному: доверяй, но проверяй, надейся только на свои силы. И еще, как в сказке «Алиса в стране чудес»: «Чтобы оставаться на месте, нужно бежать как можно быстрее».

Николай Ваганов:

– Я представляю некоммерческое партнерство, созданное в рамках нового Лесного кодекса и объединившее множество малых предприятий для дальнейшего развития лесного хозяйства Старомайнского района.

До кризиса мы брали кредиты, приобретали оборудование по лизингу, старались, чтобы зарплата росла выше инфляции. 2009 год для нас оказался непростым, произошло серьезное падение цен на нашу продукцию. Однако мы не только не сократили штат, но и создали более 70 новых рабочих мест; планируем создать еще 60. Наладили глубокую переработку древесины, будем делать улучшенные окна по финской технологии; выходим на производство домов из клееного бруса.

Актуальная проблема для нас – большое количество отходов на каждом этапе переработки древесины, порядка 20%. Чтобы решить эту проблему, мы планируем в скором времени запустить линию по производству отопительных пилетов. Подавали заявку на получение государственной субсидии для начинающих предпринимателей, однако проект признали неперспективным. Вместе с тем, грант выиграла некая фирма, у которой нет ни помещения, ни производственной базы. В итоге к нам же они и обратились – с предложением работать на наших площадях.

Александр Жданов:

– Кризис всегда чему-то учит. Кризис 1998-го, например, научил вкладывать деньги в недвижимое и движимое имущество – станки, оборудование. Сегодняшний кризис особенен еще и тем, что СМИ настойчиво внушали населению, что ситуация более чем серьезная. В результате люди стали экономить на потреблении, а, как известно, к росту экономики это не приводит. Сейчас мы думаем, как стимулировать спрос. Кризис показал слабые стороны нашей экономики, опирающейся только на богатство недр. Представьте ситуацию: возникли альтернативные источники топлива, цены на нефть и газ падают, страна лишается основного источника дохода. Что мы можем этому противопоставить? …

По поводу извлечения уроков руководством страны и региона – трудно чувствовать и, думать за кого-то. Каждый должен отвечать за себя на своем рабочем месте и думать о тех, кто зависит от его управленческих решений, брать ответственность за результат этих решений.

Михаил Мокров:

– Наше предприятие третий год арендует 75 тыс. га леса в Николаевском районе. Кризис научил нас экономии. Мы изыскали внутренние резервы, и это позволило сохранить объемы производства на уровне прошлого года. Людей не увольняли, даже обеспечили новые рабочие места. В прошлом году обновили оборудование четырех перерабатывающих цехов, в этом – только двух. Тем не менее, на месте не стоим. До начала 90-х в Николаевке работал леспромхоз, где делали щитовые дома, в этом году мы достаточно успешно восстанавливаем это направление. Внедряем новые технологии ведения лесного хозяйства – в разработке лесосек, лесопилении и пр.

Основную задачу я вижу в полном освоении невостребованной лесосеки. Пытаемся заключать договоры с ближайшими регионами, чтобы реализовывать невостребованную мягколиственную и мелкотоварную древесину за пределами Ульяновской области. Незаготовленная древесина является нашим внутренним резервом, это процентов 30 от общего объема.

В свое время много говорилось о необходимости строительства в области комбинатов по производству ДСП, МДФ и т.д. Ведь в ульяновских лесах не используется лесосека в объеме 625 тыс. м3 , которая представлена лиственными породами и мелкотоварной древесиной хвойных пород. Этот объем также является ресурсом для привлечения инвестиций и развития лесной промышленности нашей области. Поэтому надо продолжить работу и найти инвесторов для реализации этого проекта. Считаю, что перспектива развития деревообрабатывающей отрасли тесно связана и с развитием строительства, которое является «локомотивом» всей промышленности.

Александр Дмитриев:

– Наше предприятие работает в сфере торговли продуктами питания. Я часто слышал фразу: «Кризис – кризисом, а меньше кушать люди не будут». Тем не менее, кризис отразился и на нас, потребление продуктов питания уменьшилось. Мы сделали правильный шаг – сместили акценты в сторону эконом-сегмента, нашей организации это помогло. В 2009 году решили повернуться в сторону производства, наладить расфасовку специй и приправ. Еще в марте закупили оборудование, но до сих пор не запустились. Идет очень долгий процесс сертификации. Мы рады, что руководители государства обратили внимание на эту проблему, с высокой трибуны заявлено, что процесс сертификации необходимо упростить.

Планируем реализовать проект консервного производства, есть площадка незавершенного строительства, но снова возникают вопросы. В одном из органов по сертификации нас предупредили, что будут проблемы с изменением назначения здания!

Говорят о модернизации страны, об инновационной экономике… Инновации – это состояние души. Имея такое состояние, можно творить – что мы, собственно, и делаем. Но делаем все по букве закона. А это не всегда приводит к быстрому и нужному результату.

Елена Волкова:

– Еще с советских времен мы привыкли надеяться на государство, которое должно думать за нас, финансировать нас и решать наши проблемы. 90-е годы нас научили, что все надо делать самим – и поднимать наш бизнес с колен, и развиваться, и выживать в конкурентной борьбе.

Что же касается кризиса, то я считаю, что это процесс естественный. Кризис дает возможность осмыслить деятельность нашей компании, ее стратегию развития и понять, в том ли направлении мы движемся. Кризис 1998 года мы пережили, переживем и этот, и следующий – это диалектика развития. Мы должны понять, что из любого кризиса нужно извлекать уроки.

Когда топ-менеджеры говорят о проблемах извне, у меня возникает вопрос: уважаемые руководители, а что вы сделали, какие изыскали ресурсы внутри своей компании, чтобы выйти на новый уровень? Создание инновационной экономики – это процесс не быстрый и трудоемкий. Важнейшим конкурентным преимуществом являются новые знания, интеллектуальное превосходство, умение создавать вещи, нужные людям. Это подтверждает и высказывание президента страны: «Талантливые люди, стремящиеся к обновлению, способные создавать новое и лучшее, не прилетят к нам с другой планеты». Мы как руководители должны сделать все возможное, чтобы каждый человек в организации понял, что именно он – основной и важный ресурс, что мы без него ничего не сможем.

Три с половиной года назад, когда мы только запускали Программу МВА, у меня возникла идея посадить за один стол госслужащих и бизнес – для того, чтобы они научились слушать и слышать друг друга. Эта Программа меняет отношение выпускников к организации, к людям в организации, к семье, но самое главное – она меняет отношение к себе. Цитируя наших выпускников – «хочется жить и работать!». Если мы воспитаем специалистов и руководителей с позитивным мышлением – у нас все получится. И кризис мы будем трактовать как благо, рассматривать его как возможность ликвидировать недостатки, задуматься о лишних ресурсах, об экономии.

Валерий Касаткин:

– Основное направление деятельности завода «Искра» – изготовление изделий для Минобороны. В связи с кризисом финансирование нашего предприятия по госзаказам резко сократилось. Но все последние пять-семь лет мы работаем практически в условиях кризиса. В прошлом году, несмотря на то, что предприятие находилось в стадии банкротства, рост объемов производства составил 20%, в этом году было падение – на 10-12%. Однако по сравнению с другими промышленными предприятиями объемы у нас упали не сильно.

Коллектив завода за последнее время увеличился на 50 человек, в ноябре на 10% подняли зарплату. Но если ситуация не изменится в лучшую сторону, мы вынуждены будем переходить на неполную рабочую неделю – чтобы удержать коллектив, иметь возможность платить налоги, коммунальные платежи.

Одно из приоритетных направлений – это перевооружение производства и участие в инновационных проектах по линии федеральных целевых программ, что позволит обновить и расширить номенклатуру выпускаемых изделий. А это в перспективе подтолкнет к созданию новых рабочих мест.

Александр Озолин:

– Существует очень образное американское выражение: основная обязанность власти – привлекать бизнес, вторая – помогать бизнесу, третья – удерживать бизнес. Придерживается ли власть этих тезисов, решайте сами. Не стоит надеяться на то, что вот придет добрый барин и поможет. Лучше надеяться на себя и надежных партнеров.

Мой основной бизнес – производство мобильных выставочных стендов. Это то самое уникальное торговое предложение, на котором я могу заработать, но – в соседних регионах – Самаре, Тольятти, Чувашии, Татарстане, где все, несмотря на кризис, почему-то развивается, и где мои предложения востребованы. В нашем же городе чаще слышу: «Какая реклама, я даже визитки не заказываю».

В этом году мне довелось несколько раз побывать в Казахстане – там построили своеобразный капитализм. Все частное, но есть государева воля, которая беспрекословно выполняется. Восток – дело тонкое! Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев приглашает казахов на историческую родину и создает для этого все условия. И они едут со всех республик СНГ, из Китая. В моем родном Актюбинске (ныне Актобе) идет строительный бум, возводятся заводы – цементный, металлургический, вагоностроительный, газоперерабатывающий. Представьте, возле города, по численности почти равного Ульяновску – в течение пяти лет реализуется четыре крупных плюс 16 средних инвестиционных проектов емкостью 12,5 млрд. евро. Вот это действительно инвестиционный Клондайк! За десять лет численность жителей города возросла в три раза, не осталось ни одного пустыря – люди строят себе дома!

Президент дает установку – Казахстан должен стать промышленной державой. И он станет. Есть мергель – будет свой цемент. Есть хромиты – будет своя нержавеющая сталь. Есть руда – будут свои железнодорожные цистерны для перевозки нефти. Там нужны российские технологии, оборудование, материалы, и нам есть что предложить, но многое упирается в невозврат по три-шесть месяцев 18% таможенного НДС. Это непроходимо! К примеру, ульяновский завод экспортирует в год продукции на 100 млн. рублей, и свои 18 млн. кровных рублей «выколачивает» потом полгода. Пока эта проблема есть, поставлять продукцию на экспорт невыгодно. Особенно небольшим предприятиям. Но есть и другие примеры. Общаясь с коллегами на заседаниях Поволжского координационного совета РСПП, я узнал, что есть регионы, в которых на местном уровне дается установка налоговикам: таможенный НДС должен возвращаться на счет предприятий за месяц-два. И эти сроки выдерживаются!

ДО: Президент завил, что благополучие России зависит от успехов на рынке идей. Что мешает решению этой задачи на уровне региона?

Вадим Комаров:

– Модернизация всей страны зависит от развития каждого конкретного предприятия. У многих организаций есть свои проекты, но чтобы их реализовать, необходимы заемные средства. А чтобы получить, скажем, кредит в 100 млн. рублей, залоговое обеспечение должно быть 200 млн. Нельзя ли инвестпроекты серьезно подкрепить гарантией Правительства Ульяновской области, особенно по вводу жилья свыше 20 тыс. кв. м и созданию рабочих мест от 400 человек? Вот это были бы очень серьезные меры поддержки.

Александр Жданов:

– Ничего не мешает! Потому что ничего не делалось. Я не имею в виду ученых, они как работали за низкую оплату, так и работают. Мы говорим о приоритетах, которые должны определяться руководством региона. К, сожалению, почему-то нужно ждать, когда президент об этом скажет. Мы не стали дожидаться и с первых дней образования ассоциации выделили инновационную деятельность как отдельное направление, определили цели, задачи, схему работы, мероприятия. Считаю, нужно создавать инновационную среду путем формирования команд единомышленников, формировать инновационное мышление. Рынок инноваций – свободный: заходи и работай. Стыдно за нашу область – в отличие от соседних регионов, у нас отсутствуют закон и положения о грантах, премиях в области науки и техники. Это могло бы быть хорошим стимулом творческой активности ученых и специалистов.

Основные свойства инновации – это научная новизна, практическая применимость, коммерческая реализация и, я бы добавил, готовность отказаться от традиционных методов. Необходимо наладить сотрудничество научного сообщества и предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса. Чем теснее они будут взаимодействовать, тем быстрее мы получим конкретный результат. Мы нужны друг другу!

Вадим Комаров:

– Строителям говорят: нужно сдавать по 500 тысяч кв. метров жилья в год. Но, кроме кризиса, есть еще одно сдерживающее обстоятельство – с 1 января 2010 года действие всех ранее выданных лицензий прекращается, строительные организации обязаны вступать в СРО. Считаю, что это неправильно. Если срок действия лицензии закончился – пусть организация вступает в СРО, но тот, кто имеет лицензию до 2012, 2013 года, должен работать без ограничений.

ДО: Как должны взаимодействовать бизнес, наука и власть, чтобы призыв к модернизации не остался просто лозунгом?

Александр Жданов:

– Смена технологий происходит постоянно. Если в середине XX века исследовательские институты были заточены под создание оружия массового поражения, то в XXI веке мы думаем об улучшении среды обитания, качестве и продолжительности жизни, ищем альтернативные источники топлива, работаем над получением новых материалов, находимся в ожидании новых революционных технологий. Пока ученые не готовы нам дать что-то конкретное, а уникальность нанопроектов не дает четкого представления о конечном продукте: какая технология выиграет в конкурентной борьбе, какие товарные характеристики в наибольшей степени подойдут покупателю?

Со своей стороны и производственные структуры должны быть к этому готовы. Главное в модернизации ответить на вопрос «под что модернизировать?»

Нужно формировать инновационное мышление! И уходить от иждивенческих настроений. Почему государство должно за нас что-то разрабатывать? В определении «инновации» нет слова «власть». Ее задача – или уменьшать, или увеличивать масштаб события. Что касается уровня региона, то на наш взгляд, необходимо запускать процесс формирования и развития инновационных территориальных кластеров, обладающих высоким антикризисным воздействием. При этом нужно четко понимать механизм функционирования этой сложной системы.

Александр Озолин:

– Поможет нормальное влияние власти на решение экономических проблем. В Ульяновской области около 20 предприятий комплектуют ВАЗ. Сейчас возле ВАЗа реализуется свободная экономическая зона «Тольятти» – производство автокомпонентов. При этом строительство всех инженерных сетей на площадке в 600 га местная власть берет на себя. Инвестор приходит и начинает работать. Преференции и льготы для резидентов: на пять лет освобождение от многих налогов, бесплатное подключение к инженерным сетям, НДС на ввозимое оборудование – 0%. Как говорят в ток-шоу: «А вам слабо?»

Вадим Комаров:

– Необходимо сократить сроки продолжительности экспертизы проектов и получения разрешения на строительство. А зарегистрировать фирму, думаете, быстро? Президент Медведев обратил внимание на эту проблему. Процесс регистрации предприятий обязательно должен быть ускорен! Особенно это важно для молодежи, которая выпускается из вузов и хотела бы начать свой бизнес. Волокита с регистрацией может отбить всю охоту начинать собственное дело. Для нас, строителей, обязательно нужен подбор земельных участков. Времени уходит на это очень много! Надо решить вопрос с доступными кредитами под строительство жилья – это необходимо! И важна государственная поддержка строительного комплекса.

Елена Волкова:

– Необходимо более тесное взаимодействие власти, бизнеса и бизнес-образования. И наш Центр сейчас работает в этом направлении. Готовим международную конференцию «Единство власти, бизнеса и бизнес-образования – путь к успешному обществу». Хочется, чтобы ее направленность была такой же практической, как и программа МВА, на которой у нас сегодня учатся не только представители бизнеса, но и госслужащие.

Дмитрий Подымало:

– Как меры поддержки – снижение производственных издержек через устранение многократного налогообложения, сокращение налогового бремени на стоимость рабочей силы. Важнейшими направлениями налоговой реформы должны стать снижение НДС, введение инвестиционного вычета по налогу на прибыль для стимулирования НИОКР.

Президент подчеркивает, что благополучие в будущем зависит от успехов инновационной экономики. Однако можно констатировать полное равнодушие и пассивность предприятий к освоению пресловутых инновационных подходов. Статистика удручающая: на протяжении последних лет не более трех десятков предприятий Ульяновской области относятся к числу инновационно активных.

Для решения этой проблемы надо, чтобы предприятия направляли свою прибыль не на выплату дивидендов, а на инновационное развитие. А то слов произносим много, а дел не видно.

К сожалению, уровень управления на предприятиях не отвечает современным требованиям и вызовам наших зарубежных конкурентов. Залог развития экономики я вижу в подготовке инновационных управленческих команд. Кроме этого, антикризисные действия должны основываться на определенной идеологии. Поэтому необходимо создать государственную идеологию, основанную на новых ценностях, позволяющих консолидировать народ на достижение общей цели: переход от общества потребления к обществу созидания.