Народ жив, когда есть люди, хранящие его традиции.

Алан Дзагуров, студент четвертого курса российско-американского факультета и первокурсник-заочник юридического факультета УлГУ, — осетин. Отлично ориентируется в обычаях и культуре своей нации. Губернатор Сергей Морозов вручил Алану благодарственное письмо за активное участие в общественной жизни региона и распространение идей толерантности.

В наш город молодой человек приехал из Северной Осетии несколько лет назад. Школу окончил с золотой медалью в селе Чикола Ирафского района. На его счету три победы в районных олимпиадах по истории Отечества и одна победа по истории права. Алан отмечен сертификатом за активную жизненную позицию на Съезде лидеров во Владикавказе и медалью «Юная гордость Осетии». Поступать он планировал в Московский государственный институт международных отношений. Но планы переменило случайное знакомство со Справочником для абитуриентов УлГУ, где увидел специальность своей мечты – «Мировую экономику». Решил не ехать в столицу, а попробовать поступить в Ульяновске. Экзамены прошел успешно. Говорит, учеба в УлГУ нравится. С сентября 2009 года заочно поступил на юридический факультет ИДО УлГУ. По всем предметам четверки и пятерки. Знания по экономике, английскому и французскому языкам, юриспруденции готовится реализовать на государственной службе.

— Планы у меня амбициозные, связанные с политикой, но для их реализации нужен большой запас теории и практики, — признается Алан.

Вне учебного времени молодой человек – активный участник мероприятий в поддержку толерантности: Молодежная ассамблея национальных культур, фестиваль «Культур много – Россия одна», «круглые столы» при правительстве Ульяновской области по проблемам ксенофобии, Дни Южной Осетии в Ульяновской области. Он инициировал создание общественной организации «Алания» для объединения соотечественников, проживающих в Ульяновской области, и чтобы познакомить другие народы региона с осетинской культурой. Сейчас оформляет документы на регистрацию. Алан много читает, изучает музыкальный фольклор, танцует (специально для этого привез костюм из Осетии). Связи с родиной не теряет, навещает родственников. В повседневной жизни нашего героя находится место для обычаев и традиций.

— Сохранять культуру в моем понимании — значит, уважать старших, знать историю своего народа, помнить праздники, уметь рассказать о том или ином обычае. Если человек этим хочет заниматься, то все получается само собой, и такое ощущение, что интересующая информация находит тебя сама, а не ты ее, — отмечает Алан.

Естественно, мы не могли отпустить гостя просто так и задали ему несколько вопросов по истории и культуре осетинского народа.

— Откуда произошли осетины?

— С давних времен осетины проживают на Кавказе. Становление народа началось с древних скифов, сарматов, аланов. Так как осетины — прямые потомки сарматского племени алан, отсюда и современное название республики РСО-Алания. Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков. Практически все осетины двуязычны (двуязычие — осетинско-русское, реже — осетинско-грузинское или осетинско-турецкое).

— Впечатляет национальный мужской костюм…

— Недавно прочитал описания осетин от первых исследователей, посетивших Осетию в XIX веке. Вот что пишут Казеев и Карлеев в книге «Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке»: «Осетины, живущие в горах, обычно одевались в ермолку из грубого сукна, черкеску до колен из такого же сукна с газырями. Ее надевали на голое тело. По праздникам черкеска была более тонкая и длинная. Надевали суконные штаны, ноговицы, на ноги — кожаную обувь „арчита“ с ремешковым переплетом. Зимой осетины носили теплые войлочные чувяки до колен — „дзабырта“. Рубаха встречалась крайне редко, у представителей богатых фамилий, и то по одной на семью. Члены семьи пользовались рубахой по очереди, надевая ее по праздникам. Бурки тоже были редки. Вместо нее надевали полушубок. На поясе осетины носили кинжал, по сторонам — пистолеты, через плечо висела шашка, на спине — винтовка, часто в чехле из медвежьей шкуры или белого козла». Все элементы одежды актуальны до сих пор.

— А невест мужчины крадут?

— Да, но сейчас не так часто, как раньше. Кстати, причинами кражи являются либо экономическая (молодой человек влюблен в девушку, но не имеет достаточных средств для ее выкупа у родных), либо безответная любовь (юноша пылает страстью, а избранница его отвергает). Очень опасная традиция. По законам предков, похитивший должен расплатиться кровью за нанесенное семье девушки оскорбление. Сейчас за кражу невесты по законодательству полагается арест.