«Учись, мой сын: наука сокращает Нам опыты быстротекущей жизни», – поучал великий Александр Сергеевич. И пусть царь Борис Годунов, в чьи уста Пушкин вложил это наставление, остался в истории фигурой неоднозначной, сын его Фёдор признаётся историками личностью безусловно умной и очень образованной. Отношение к образованию, сформировавшееся во властных кругах, безусловно может многое сказать о том, каким видят будущее эти властные круги. На исходе января в правительстве Ульяновской области прошло очередное заседание. Темой его стала разработка программы по ликвидации неэффективных расходов в отраслях экономики и социальной сферы в текущем году. Навязшее в зубах слово «оптимизация» не произносилось, но фактически речь шла именно о способах тратить на социальную сферу вообще и на образование в частности как можно меньше. Тенденция последних лет По расчётам министерства регионального развития РФ в 2008-м доля неэффективных расходов в сфере общего образования составила 34,3 %. Проценты нерациональных бюджетных трат в регионах высчитываются исходя из общего объёма областного консолидированного бюджета на общее образование. В переводе на денежное выражение эта сумма составляет 1375,7 млн. рублей. Из общего объёма неэффективных расходов 12,4 % или 171 млн. рублей — это неэффективные расходы в связи с низкой наполняемостью классов. Большая их часть приходится на школы сельские: нерациональные траты там составляют 135,9 млн. рублей. Однако подавляющим объёмом в общем весе неэффективных расходов чиновники всё же считают расходы, приходящиеся на управление кадровыми ресурсами. Цифры убытков здесь составляют 1204,7 млн. рублей. Управление кадровыми ресурсами, как поясняют чиновники, подразделяется на несколько статей: «административно-управленческого», «учебно вспомогательного» и «прочего персонала». По существующим выкладкам на долю данной статьи неэффективных расходов в области общего образования приходится 69,5 %. Движение к сокращению неэффективных расходов чиновники видят в перестройке существующей системы образования. На 1 сентября 2008 года в нашем регионе функционировало 547 общеобразовательных школ. 390 школ из них — школы сельские. Удельный вес сельских учебных заведений в общей массе составляет 71,3 %. При этом из общей численности обучающихся – 113,4 тысяч человек – посещают сельские школы – 31 438 или 27,7%. Подчёркнутая нормальность Наполняемость сельской школы по России в среднем составила 82 человека, средняя наполняемость класса 10,2 человека. Между тем всероссийский норматив по наполняемости – 14 человек в классе. По выкладкам регионального министерства образования, средняя наполняемость целиком по нашей области составляет и вовсе 4 человека в классе. Сторожа же и кочегары, уборщицы, работают в школе независимо от того, сколько человек ходят в тот или иной класс или школу в целом. Штатная численность сторожей и кочегаров рассчитывается по сменам, уборщице платят за количество квадратных метров которые она убирает. Нерациональность расходов чиновники склонны видеть именно в том, что эти штатные единицы работают в штате. Такой порядок, по их мнению, даёт значительное увеличение количества обслуживающего персонала в расчёте на одного обучающегося. Последствия этого чиновники и склонны называть ростом показателя неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами. Самым эффективным мероприятием по снижению ненужных расходов администраторы называют приведение наполняемости образовательных учреждений в соответствие с установленными нормативами. Следствием этого станет то, что на территории районов останется по 3-4 школы с наполняемостью классов, которое руководители считают нормальным. Ещё больше волнует заинтересованных лиц «нормальное», как подчёркивается, наполнение школ педагогическим и прочим персоналом. Сократили в два раза Закавыку в оптимизации школ чиновники видят в плохом состоянии сельских дорог, отсутствии должного количества автобусов и обеспечении их должного содержания. Кроме того, – и что очень удивляет — говоря о необходимости сокращения ряда учебных заведений, чиновники одновременно заявляют о том, что в ряде районов следует построить школы новые. Снижение неэффективных расходов в уже существующей сети учреждений называется основным направлением деятельности министерства образования Ульяновской области в 2009 году. Во-первых, в его рамках было реорганизовано и ликвидировано 39 общеобразовательных учреждений. Во вторых, снижено количество малокомплектных школ, получающих дополнительные финансовые средства. Количество этих школ, в существовании которых администрация склонна видеть особую проблему, было доведено с 144 до 66. Следствием этих и прочих мер, чиновники объясняют тот факт, что наполняемость классов к концу года оказалась повышенной: на 2% в городе и на 5 — на селе. По последним отчётам наполняемость в городе составляет 23,9 человека селе — 10,7 человека. На 417 человек — 3,9 % сокращена численность педсостава. Естественно, был сокращён и прочий персонал. Его численность упала на 15%. В результате предварительных расчётов объём неэффективных расходов в общем образовании по итогам 2009 года сократится по сравнению с годом предыдущим на 20-25%. Ожидается он в размере суммы порядка 800 миллионов рублей. А консолидированный бюджет должен выгадать в результате этих перетурбаций сокращение расходов на 20%. Досадный рост зарплат Эти показатели могли бы быть значительно выше, сетуют чиновники, да вот одна незадача выдалась. Как-то совсем некстати повысили с прошлогоднего января педагогам зарплату. Подумать только, аж на 30%! Это, с сожалением покачивают головами ответственные работники, дало увеличение неэффективных расходов на 174,4 млн. рублей. По предварительным подсчётам самым эффективным процесс снижения расходов чиновники склонны считать в Димитровграде (25%), Барышском (23%), Майнском (18,9%), Новоспасском (17,3%) и Новомалыклинском (16,6%) районах. При этом недостаточной работу по снижению количества неэффективных расходов управленцы склонны считать в Старокулаткинском, Вешкаймском и Сурском районах (35, 31 и 28% соответственно). Уже в этом году специалисты министерства образования провели расчёт неэффективных расходов. В результате был выявлен ряд неких нормативов, которые чиновники склонны считать некорректными. К их числу, в частности, относят число учеников, приходящихся на одного учителя. В соответствии с методикой оно должно составлять 15 человеко-душ на одного преподавателя. Нормы наполняемости классов для города и для села неодинаков. Если в городе эта норма составляет 25 человек, то в селе — 14. В связи с данным фактором наполняемость предлагается дифференцировать и привести к значению 15,4 в городе и 8,6 в селе. 27,1% детей Ульяновской области обучается в селе: именно данный фактор, утверждают управленцы, становится основанием для потери в виде неэффективных расходов 77,4 млн. рублей. Сторонние кочегары Основной инновационной мыслью разработчиков программы работы регионального общего образования, судя по всему, должно стать использование аутсорсинга. Использовать его планируется в отношении технического персонала. То есть из школьного штата будут просто-напросто выведены уборщики и кочегары. Их станут нанимать со стороны. Целесообразность данной реформы можно подвергнуть весьма серьёзному сомнению. Во-первых, никакой реальной экономии эта мера не даст. Людям, штатным или нештатным, всё равно придётся платить зарплату. А на порядок её расчёта состояние или не состояние в штате никакого значения не оказывает. Уборщице по-прежнему будут платить за обихоженные квадратные метры, а кочегарам — за смену. Последствиями данной реформы станут лишь чисто внешние и формальные изменения. Проведение мероприятия даст возможность вывести из строки общего образования обслуживающие функции: уборку, охрану, общественное питание и прочее. Исчезновение этой строчки в общем консолидированном бюджете называется «снижением размера неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами административно-управленческого, учебно-вспомогательного и прочего персонала». Кроме того, правительством были подготовлены предложения по переводу с начала учебного года сельских общеобразовательных школ на пятидневку. Это, по расчётам чиновников, позволит снизить текущие расходы на коммуналку, транпорт и оплату труда. Из штата также можно будет выводить одного учителя. То есть сокращать одну из существующих в нём ставок. Экономия, как не без гордости отмечают управленцы, составить около 75 тысяч рублей в год. При переводе на пятидневку 350 сельских школ даст в год экономию 26,2 млн. рублей. Раз — упал, два – отжался При этом внимания к сельским ребятишкам, как уверяют чиновники, меньше нисколько не станет. По субботам, обещают властные лица, в школах будут организованы кружки и спортивные секции. При этом опять-таки нужно будет потратиться на тепло, свет, заплатить зарплату педагогам и «административно-обслуживающему персоналу». Возникает вопрос — в чём же разница, ради чего затевается вся эта чехарда? Правильно — ради изменения в строчке бюджета. Кружки и секции будут работать уже не по линии общего, а по линии дополнительного образования. Вот такой вот волшебный фокус. А что там в этот момент будет происходить со школьной программой, насколько в результате она подвергнется пусть бы изменениям — бог с ними, – но сокращениям? Насколько сложнее станет сельским ребятишкам сдать единый, государственный, не побоюсь этого слова, экзамен? А в вуз потом поступить насколько сложнее будет? Ничего, выдюжат. Зато какие крепкие парни и девчонки будут! Не зря же им спортивные секции в принудительно-обязательный план воткнут! Вот и нечего нервничать: одни в армию пойдут, другие в поле работать. Вот так всё и устроится. Ко всеобщему удовольствию и взаимопониманию. А попутно мы ещё и денег сэкономим. Действительно, рациональность — прежде всего. Зачем ребёнка учить-то лишнему, потом ещё думать придётся, что с ним теперь, с учёным, делать. А так — может, и вопросов никаких не возникнет. Не нужды, ни способных задавать их ниоткуда не возьмётся. Изменения региональные чиновники выражают желание закрепить на уровне федеральном. Министерства образования и экономики совместно направили в Федеральное агентство по образованию обращение с просьбой оказать содействие по внесению изменений в данную методику. Приходится, правда, признать, что как ни смело и решительно выглядит это предложение, оно не оригинально: как выясняется, с подобными предложениями обращаются в федеральный центр и другие регионы. То есть их руководители. Так что в русле мы, в русле. Общефедеральных течений. Елена ТАРУБАРОВА Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Министр
http://ulpressa.ru/news/2010/02/02/article106191/
Поднимали уже тему…
Грустная она…