Дина БОЛГОВА, Ольга КОПШЕВА, Екатерина КОЧКИНА

Саратовские эксперты шутили над инициативой Бориса Грызлова об объединении дотационных регионов с самодостаточными

Спикер Государственной думы, председатель высшего совета партии «Единая Россия» Борис Грызлов накануне январского заседании Госсовета заявил журналистам, что намерен поставить перед президентом вопрос об объединении дотационных территорий с самодостаточными субъектами РФ. «Надо либо менять подходы к работе в этих (финансово слабых. – Прим. ред.) субъектах, либо объединяться с другими, для того чтобы территория была самодостаточной», – считает далеко не последний человек в Российском государстве.

По словам Грызлова, фактически ряд российских регионов живёт за счёт других субъектов РФ, хотя имеет в своём распоряжении земли, полезные ископаемые, рабочую силу. Председатель Госдумы подчеркнул, что «такие субъекты не имеют права называться субъектами РФ». По его словам, название «субъект федерации» – это высокое звание, и нужно этому высокому званию соответствовать.

Это заявление Бориса Грызлова вызвало массу негативных оценок экспертов. И на заседании Госсовета председатель Госдумы вопроса объединения уже не заострял. Однако политические аналитики не спешат забыть его предложение. По их мнению, Борис Грызлов высказал не свою идею. А это значит, что к ней вполне могут вернуться. Хотя бы для того, чтобы отвлечь внимание общества от более насущных экономических и социальных проблем.

«Газета недели в Саратове» попросила саратовских экспертов оценить идею объединения регионов. Кроме общего мнения, нас интересовало: с кем конкретно можно было бы объединить Саратовскую область?

Дмитрий Аяцков, помощник главы администрации президента России, экс-губернатор Саратовской области: На госаппарате особенно не сэкономишь

– Во-первых, идея объединения дотационных регионов с регионами-донорами сможет реализоваться ещё не скоро, а во-вторых, как таковой процесс укрупнения субъектов РФ уже давно и постепенно в стране ведётся. Вот сейчас у нас 83 субъекта, а раньше их было больше: какие-то регионы упразднялись за счёт присоединения их к другим субъект ъ л федерации. Но никакой спешки в этом вопросе не будет точно.

В России сегодня много регионов, которые даже трудно разглядеть на карте, а есть, наоборот, очень обширные по территории (как Красноярский край, Якутия и др.), но очень малонаселённые. Думаю, что идея укрупнения должна в первую очередь коснуться центральных регионов страны.

Говорить о том, что Саратовскую область будут объединять с какими-то другими регионами, пока вообще не приходится, рано об этом даже думать. Да и вообще, рассуждать о том, с кем Саратову лучше было бы объединиться, в корне неправильно. Нужно сделать так, чтобы другие регионы стремились объединиться с Саратовской областью. Ведь никто из саратовцев на данный момент не пойдёт и не проголосует на референдуме за присоединение к Пензе, например. Точно так же никто из пензяков не будет ратовать за то, чтобы присоединиться к Саратову. А инициатива укрупнения должна исходить снизу.

Сегодня уже многие забыли, что когда-то Саратов был третьим городом в России и многие начинания исходили отсюда. В Саратове появился первый в России цирк, соляной путь проходил через Саратов. Да и выглядел регион раньше по-другому: назывался Саратовским краем и включал Немецкую автономную республику. Было время, когда пограничные районы области – Александров Гай, Новоузенск – поднялись за счёт притока переселенцев из Казахстана, где тогда были проблемы. А потом, когда ситуация в Казахстане стабилизировалась, начался обратный процесс – народ из Саратовской области хлынул в соседнее государство.

Для того чтобы другие регионы сами потянулись к Саратову, нужно раскрывать потенциал Саратовского региона: человеческий, природный и научно-технический. И конечно же, нужно навести порядок во власти. На госаппарате особенно не сэкономишь. Он должен быть, и должен быть мобильным. Но никогда чиновники не должны заменять дворников, как это сегодня происходит в областном центре. Это просто какой-то всеобщий день дублёра: дворники садятся в чиновничьи кресла, а чиновники с лопатами выходят чистить улицы.

Александр Ульянов, министр экономического развития Саратовской области: Объединенные регионы также можно в одночасье сделать дотационными

– Дотационность и самодостаточность регионов – весьма условные понятия. У нас были акцизы на табак – их забрала федерация. Доли НДС тоже лишили. Постоянно менялась доля прибыли, акцизов, налога на добычу полезных ископаемых.

Наиболее собираемые и большие налоги уходят в федеральный бюджет. Заявления о том, что большая доля налогов остаётся в регионах, неверны. Так построена отчётность.

Я считаю, что ни с каким регионом Саратовскую область объединять не следует. Чем больше территория, тем сложнее ею управлять. Опыт федеральных округов показал, что только за счёт транспортной недоступности управленческое реагирование запаздывает. А у округов несравненно меньше функций управления, чем у исполнительной власти регионов. По Интернету же не науправляешься.

Изменением налоговой политики можно все регионы сделать дотационными. Объединённые регионы также можно в одночасье сделать дотационными. Так что объединение сегодняшних сильных с сегодняшними слабыми не панацея.

Александр Степанов, профессор Поволжской академии государственной службы им. Столыпина, исполнительный директор ассоциации «Совет муниципальных образований Саратовской области»: Саратовский регион и по размеру экономики, и по территории я считаю оптимальным

– Вспомните, ведь во Франции подобных нашим регионам образований сотня. И это ещё со времён Наполеона. Французы же не торопятся что-то менять. Да и другие страны тоже.

У нас из 89 регионов сделали 83. Но подобная реформа была оправдана: таким способом избавлялись от «матрёшечной» системы, когда внутри одного субъекта находился другой. Если говорить о присоединении дотационных регионов к самодостаточным, то это, на первый взгляд, логично и кажется неплохой идеей. Но представьте себя на месте такого вот донора. Кто захочет, чтобы ему навязывали слаборазвитый регион? Думаю, что никто. Говорить о том, что Саратовскую область нужно с кем-то объединять, на мой взгляд, вообще не стоит. Я в этом не вижу никакой необходимости. У нас достаточно большой потенциал к тому, чтобы самим стать донором. Нужно этот потенциал раскрывать. Саратовский регион и по размеру экономики, и по территории я считаю оптимальным. Площадь области – 100 тысяч квадратных километров. Конечно, у Красноярского края площадь в десятки раз больше, но у той же Франции – самостоятельного государства – всего лишь 500 тысяч квадратных километров.

Мне кажется, что в Российском государстве на текущий день нужно оставить всё как есть. Ведь донорством дотационность – это весьма условные статусы. Ещё в середине 90-х баланс получаемых в нашем регионе налогов и иных платежей в бюджет был в пользу Саратовской области. То есть мы в федеральный бюджет сдавали денег больше, чем оттуда получали. Думаю, что ситуация сейчас не очень изменилась. Однако в сегодняшней налоговой системе мы даже не можем посчитать этот баланс, отдельные налоги прямиком идут в федеральный бюджет без учёта на территории области.

Владимир Пожаров, депутат Саратовской областной думы: Объединение с Москвой или Санкт-Петербургом будет благом для нашей области

– Велика вероятность, что в результате предлагаемого «сложения» произойдёт «обнуление» экономического потенциала регионов-доноров.

В условиях кризиса категорически непонятно, а сколько у нас вообще останется субъектов федерации? Так, например, министр регионального развития РФ Виктор Басаргин в начале 2009 года не исключал того, что в 2010 году в России из одиннадцати регионов, которые являются донорами для федерального бюджета, может остаться всего два – Москва и Санкт-Петербург. Официальными сведениями о том, насколько сбылся этот прогноз, я, к сожалению, не располагаю. Но в любом случае и одиннадцать, и два субъекта для Российской Федерации, как мне кажется, маловато.

По моему мнению, само нынешнее деление на регионы-доноры и регионы-реципиенты проистекает из нынешнего распределения налогов между федеральным центром и субъектами федерации. А вот насколько это распределение экономически, а не только политически обосновано и эффективно, а также в какой степени оно способствует выходу отдельных регионов и всей нашей страны из кризиса – это как раз и есть очень большой вопрос! Мне кажется, что сейчас в этой связи надо работать не над оптимизацией числа регионов, а над оптимизацией налогового и бюджетного законодательства.

Что касается потенциального объединения Саратовской области с каким-либо другим регионом, то, памятуя прогноз министра Басаргина, скажу следующее: или с Москвой, или с Санкт-Петербургом. Объединение и с тем, и с другим субъектом будет благом для нашей области.

Леонид Писной, депутат Саратовской областной думы: В рамках действующего законодательства укрупнение регионов практически невозможно

– Если брать абстрактно, то сама идея укрупнения регионов положительная. Укрупнение приведёт к естественному сокращению чиновничьего аппарата, к повышению эффективности управления.

Но сегодня в рамках действующего законодательства укрупнение регионов практически невозможно. Объединение некоторых северных регионов, которое мы наблюдали, в качестве примера можно использовать с большой натяжкой, Во-первых, происходило объединение регионов, которые ещё при советской власти были одним целым. Во-вторых, происходило поглощение регионов с малой численностью населения.

А сегодняшнее законодательство вряд ли будет способствовать процессу объединения регионов, приблизительно равных по численности населения. Даже провести референдум, на котором больше 50 процентов населения должны проголосовать «за», на территории региона, сопоставимого по численности с Саратовской областью, будет сложно.

Я не вижу возможности объединения Саратовской области с другим регионом, за исключением поглощения Пензенской области. Нормальный регион должен иметь три-четыре миллиона человек населения. Если в объединённом будет больше – им станет тяжело управлять, если меньше, то не будет никакого эффекта.

Что касается экономического потенциала, который должен вырасти при объединении, то тогда надо заранее, на старте, объединять экономически активные регионы с депрессивными. У нас традиционно высокодоходными являются северные регионы (Тюменская область в частности). Самые дотационные – северокавказские республики. Там уровень дотаций под 90 процентов. С кем их объединять? Чеченскую республику не с Ханты-Мансийским же автономным округом! В Регионы средней полосы находятся примерно в одинаковом состоянии. В них объём дотаций составляет треть бюджета. При этом многие регионы могут достигнуть самодостаточности, если изменить некоторые нормы Налогового кодекса. Например, отдать определённую часть НДС в регионы.

Если исходить из того, что объединение регионов предполагает увеличение именно расходной части бюджета, то, следовательно, должно произойти выравнивание расходов на одного жителя и дотационного, и самодостаточного региона. То есть для дотационного региона это будет означать рост инвестиций в социальную сферу и в сектор реальной экономики. Но это теоретические умозаключения – всё может измениться.

Перед нами яркий пример – Самарская область. Регион семь-восемь лет не знал сложностей с бюджетом, и насколько он обвалился из-за проблем с АвтоВАЗом в 2009 году! То же касается и «нефтяных» регионов. Если упадёт цена барреля нефти, то нет гарантий, что наиболее самодостаточный сегодня регион не станет завтра дотационным.

Вопрос объединения имеет место, поэтому готовиться к этому надо. Но, исходя из нестабильной экономической ситуации, наверное, спешить с ним нельзя.

Владимир Константинов, генеральный директор некоммерческого партнёрства «Союз строителей»: Чем глобальней изменения, тем глобальней затраты

– По-моему, объединение регионов получится очень затратным. Ведь даже когда мы меняем название одной только улицы, сколько за этим встаёт проблем! Каждому, кто на этой улице живёт и имеет в собственности какое-то имущество, приходится его переоформлять. А это очень затратное дело не только в финансовом плане, но и в психологическом тоже. Это какие очереди приходится выстаивать!

Если поменять название города, то такие проблемы коснутся всех, кто в нём живёт. Если области, то трудности возникнут у всего региона соответственно, То есть чем глобальней изменения, тем глобальней затраты.

Сейчас в регионе денег не хватает даже на решение текущих проблем. В общем, не в кризис нужно думать об объединении субъектов. Давайте переждём финансовые трудности, подзаработаем и уж тогда возьмёмся за укрупнение и прочее.

Если рассуждать о присоединении дотационных регионов к самодостаточным, то, с одной стороны, это, конечно, дотационным субъектам федерации в какой-то степени поможет. Но с другой – есть риск, что самодостаточные в этой ситуации просядут. Может, какие-то регионы самодостаточными стали не по причине богатых природных запасов, а благодаря эффективным качественным управленцам?

Тут объединение и для Саратовской области ещё не известно, как обернётся. Одно дело, когда Саратов становится центром этого объединения, и совсем другое – если область превращается в район. Если рассуждать, с каким регионом стоило бы объединиться Саратову, то мне, например, нравится Кировская область: леса там уж очень хорошие. Но ведь не получится территориально. Смотреть надо на соседей. А они у нас все хорошие.

Главное, чтобы процедура объединения была продуманной и хорошо подготовленной.

Ведь сама по себе идея-то хорошая. Только у нас очень часто хорошие идеи страдают от нерадивых исполнителей.

Дмитрий Удалов, профессор кафедры институциональной экономики Саратовского государственного социально-экономического университета: Почему бы не создать «вольный город Саратов»?

– Идея укрупнения регионов сама по себе перспективна. Но только в том случае, если основана она на определённых экономических расчётах, анализе точек роста и, как следствие, чётком понимании того, какие регионы между собой следует объединить.

И смысл, на мой взгляд, не в том, чтобы дотационные регионы объединять с перспективными самодостаточными субъектами. Так мы можем получить отрицательный результат средней температуры по больнице.

При конкурентной борьбе, как правило, применяются две стратегии. Первая – развитие своих слабых характеристик, вторая – стратегия отрыва за счёт усиления своих сильных сторон. Как показывает история, чаще всего выигрывают те, кто следует стратегии на отрыв.

Если рассуждать о том, с какими субъектами можно было бы объединить Саратовскую область, то, конечно, хотелось бы объединиться с Татарстаном или Башкортостаном, имея в виду их нефтяные запасы. Однако территориально Саратов удобней объединить с Пензой, Воронежем, Ульяновском и Тамбовом. Кроме того, у Саратовской области с этими регионами сходные экономические структуры и показатели. В сторону Волгограда, на мой взгляд, слишком большая протяжённость. А Самара от нас стоит особняком, имея более высокий уровень развития.

Присоединять средние по развитию субъекты к более развитым, на мой взгляд, бессмысленно, так как в итоге получится тот же самый средний результат. Путь модернизации России лежит через сокращение влияния центра на жизнь страны, как это происходит в развитой Европе. Федеральному правительству можно оставить решение каких-то глобальных вопросов, а регионам дать больше свободы в проявлении и реализации своих инициатив. Эффекта будет больше, в регионах появятся свои технологии выживания.

При современном государственном капитализме можно предложить другую идею в качестве эксперимента. Почему бы не создать «вольный город Саратов», хотя бы лет на пять? Сделать своего рода город-государство с чёткими границами и подсчитанным «бюджетом от доходов», а всю территорию области включить в какой-нибудь объединённый Тамбовско-Пензенский конгломерат федерального подчинения. Бюджетная обеспеченность и жилищное строительство дадут приток населения в город из дальних уголков области. Скорость процедур и принятия решений привлечёт инвесторов, а запуск профпрограмм повысит производительность труда и позволит освоить новые направления развития экономики. Появится оседлость наиболее энергичных предпринимателей, создающих рабочие места.

Сегодняшний бюджетный принцип изжил себя: и города не развиваются, и сёла не поднимаются. Мир сегодня развивается концентрацией трудовых ресурсов и научного потенциала, а у нас любимой собачке изо дня в день отрезают хвостик кусочками, а не сразу. Огромные российские территории и пресловутый человеческий фактор доедают «центрально-средне-распределительный» бюджет.