В канун Нового года, 30 декабря, состоялось долгожданное подписание Владимиром Путиным Постановления «О создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны» (ПОЭЗ). А 29 января 2010 года, в отведенные Постановлением сроки, было подписано соответствующее инвестиционное соглашение между Министерством экономического развития РФ, Правительством Ульяновской области и муниципальным образованием «Чердаклинский район».

На территории района создаётся портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ) площадью не более 1,2 кв. км., включая часть территории аэропорта Ульяновск-Восточный, с возможностью последующего расширения портовой особой экономической зоны до 6,4 кв. км. На реализацию проекта из федерального бюджета в течение трех лет будет выделено 762 млн. рублей, из областной казны – ещё 375 млн руб. На эти средства будут расширены подъездные пути авто- и железнодорожного транспорта, модернизирована аэропортовая инфраструктура, осуществлено строительство объектов инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры ПОЭЗ.

Подписание постановления стало, прежде всего, результатом напряжённой работы Корпорации развития и Департамента инвестиций и внешних связей Ульяновской области. Об успехах инвестиционной политики, трудностях работы в условиях экономического кризиса, а также об инвестиционных перспективах региона рассказывает генеральный директор ОАО «Корпорация развития Ульяновской области» Дмитрий Рябов.

2009 ГОД — ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ

– Дмитрий Александрович, подписание постановления о ПОЭЗ – важный результат работы и крупный шаг в инвестиционном развитии области. Каких успехов по реализации других крупных инвестиционных проектов удалось достичь в 2009 году?

– Помимо напряжённой работы, связанной с ПОЭЗ, в течение 2009 года мы осуществляли сопровождение важнейших для области инфраструктурных проектов – «Создание первой очереди промышленной зоны «Заволжье», а также регионального проекта «Симбирское кольцо», предполагающего комплексную жилую застройку микрорайона «Запад-1» в Засвияжском районе и строительство регионального спортивного парка «Симбирский». В результате наших усилий в область были привлечены дополнительные федеральные средства в размере почти 1 млрд. руб. для строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. В связи с финансовым кризисом некоторые инвестиционные проекты, в частности «Симбирское кольцо», были частично приостановлены, но не отменены. В этом году мы продолжим их активную реализацию.

– В целом, удалось ли достичь планируемых показателей?

– Одним из наглядных итогов нашей работы в 2009 году стало признание ведущим российским рейтинговым агентством «Эксперт-РА» значительного улучшения инвестиционного климата в регионе. Мы вошли в тройку лучших регионов России по динамике снижения инвестиционного риска, переместившись с 39-го на 11-е место. Были отмечены хорошие показатели по уровню законодательного риска – 11-е место в России, это признание одного из самых благоприятных для инвесторов инвестиционного законодательства нашей области. 10-е место Ульяновская область занимает по уровню экологического риска. По предварительному оптимистичному прогнозу, за 2009 год объем инвестиций в основной капитал у нас сократился всего на 5 процентов – это очень достойный результат (в целом по России падение составило 17 % – Прим. Ред.). В абсолютных цифрах это порядка 50 миллиардов рублей.

– Какие отрасли можно назвать самыми инвестриуемыми в нашем регионе? Что-то изменилось за 2009 год?

– В отраслевой структуре инвестиций в основной капитал в Ульяновской области в 2009 году преобладающую долю имеют обрабатывающие производства (53%), в 2008 году их доля составляла 22%. Соответственно сократилась доля инвестиций в отрасль сельского хозяйства – с 6 % до 1 %, в транспорт и связь – с 35 % до 22%. В структуре инвестиций в обрабатывающие производства преобладают инвестиции в производство пищевых продуктов (79% по сравнению с 53% в 2008 году), что связано со строительством предприятий международных компаний «Марс» и «САБМиллер».

– В 2009 году были запущены новый пивоваренный завод «САБМиллер», фабрика по производству кормов для домашних животных «Марс», заводы по производству сухих строительных смесей компаний «Хенкель» и «Старатели», фабрика мягкой мебели «Добрый стиль»… Это далеко не предел для нашего региона?

– Конечно. Следует также отметить завод по производству керамического кирпича, ряд крупных объектов коммерческой недвижимости. В настоящее время на стадии реализации находятся строительство фабрики по производству кондитерских изделий компании «Марс», создание Горно-обогатительного комбината немецкой компании «Кварцверке», строительство горно-обогатительного комбината по обогащению кварцевого песка «Ташлинский ГОК». Также мы ведём проекты по созданию мега-фермы в поселке Октябрьский, строительству завода по производству газосиликатных изделий, модернизации завода по производству цемента в Сенгилеевском районе, созданию совместного российско-китайского производства грузовых автомобилей «BAW» на базе ОАО «УЗТС», строительству Многофункционального Спортивного Комплекса «Автодром» и ряд других проектов. Нельзя не отметить и создание контактного центра ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и многофункционального контакт-центра «Альфа-банк». Ввод в строй только двух этих объектов позволит трудоустроить почти две тысячи ульяновцев. Из общего перечня инвестиционных проектов, внесенных в областной реестр, 42 проекта находятся в активной фазе реализации, суммарный объем инвестиций по ним превышает 67 млрд рублей, а количество создаваемых рабочих мест – более 11 тысяч.

– Каково будущее проекта «Волжский транзит»?

– Завершение строительства второго мостового перехода через реку Волгу стало важнейшим событием в жизни региона. В плане развития транспортной инфраструктуры в рамках проекта «Волжский транзит» – 2-й пусковой комплекс мостового перехода, глубокие обходы городов Ульяновск и Димитровград, электрификация железной дороги. Поэтапное воплощение этих планов в жизнь – также одна из приоритетных задач Корпорации развития.

СОВРЕМЕННЫЕ ИНВЕСТОРЫ — КТО ОНИ?

– Как происходит поиск инвесторов? Есть ли какая-то база?

– Сегодня продолжается работа по поиску новых инвесторов в разрезе наиболее приоритетных для нашей области отраслей. В первую очередь, это авиация, производство автокомпонентов, пищевая промышленность, производство упаковки, транспорт и логистика, производство строительных материалов, деревообработка, производство сельхозтехники, фармацевтика, гостиничный бизнес и другие. Постоянно пополняются базы данных потенциальных инвесторов в этих отраслях. В них включены около 1000 отечественных и зарубежных компаний, каждой из которых подготовлены и направлены соответствующие коммерческие предложения. Мы вводим новое направление работы Корпорации, когда мы, если так можно выразиться, выращиваем проект «с нуля», с идеи, затем осуществляем подбор земельного участка, разрабатываем концепцию, далее ищем инвестора и продаём проект.

– В СМИ активно освещается выставочно-ярмарочная деятельность Корпорации. Каким образом ведется эта работа?

– Выставки, инвестиционные форумы, ярмарки позволяют нам представлять инвестиционный потенциал региона, искать партнёров. В этом году функции привлечения инвестиций и организации выставочно-ярмарочной деятельности были объединены в один блок, это позволило работать более эффективно. На всех выставочных мероприятиях, в которых участвует Ульяновская область, организуется очень плотная деловая программа встреч и переговоров с потенциальными инвесторами. В 2009 году Правительство Ульяновской области инициировало участие предприятий и организаций региона на 24 крупных международных форумах и выставках. Основное внимание в 2009 году мы уделили таким направлениям, как авиация и авиастроение, транспорт и логистика, пищевая и перерабатывающая промышленность.

– Что будет представлять область на инвестиционных выставках в 2010 году?

– При разработке плана выставочно-ярмарочных мероприятий на 2010 год, мы исходили, прежде всего, из предложений профильных министерств, рекомендаций федерального Правительства и опыта участия в зарекомендовавших себя мероприятиях. Особое внимание в этом году предлагается уделить авиации, транспорту и логистике, пищевой и перерабатывающей промышленности, сельскому хозяйству. Важным направлением станет атомная промышленность, фармацевтика и медицинское оборудование, деревообработка, легкая, стекольная промышленность, а также производство упаковки и строительство медицинских и спортивных сооружений. Мы планируем посетить – крупные федеральные форумы на территории России и зарубежные выставки, определенные федеральным правительством как приоритетные.

– Планируете ли вы развитие региональной выставочной деятельности?

– На 2010 год запланировано более 150 выставочных мероприятий с разной степенью участия Правительства области и его структурных подразделений, из них почти треть – на территории региона. В среднем мы планируем вдвое увеличить активность по сравнению с 2009 годом. Большая часть мероприятий плана носит узкоспециализированный отраслевой характер. В целях развития региональной выставочно-ярмарочной деятельности в апреле – мае состоится открытие временного летнего выставочного павильона площадью 1000 кв. метров. На его базе будут проводиться основные областные и городские выставочные мероприятия.

ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ, ИЛИ ЧТО ТОРМОЗИТ ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПОЛИТИКУ РЕГИОНА

– Правомерно ли говорить об ульяновском деловом климате как о сдерживающем факторе инвестиционного развития региона?

– Прежде всего, это касается невысокого рейтинга комфортности: сказывается отсутствие у нас достойных гостиниц, общепита федерального уровня, в целом относительно низкого уровня развития сферы гостеприимства как в областном центре, так и в других городах и районах… Корпорация развития уже включилась в решение этих проблем. В частности, достигнута договоренность о строительстве в центре Ульяновска гостиницы мирового уровня. В планах также привлечение инвестора в строительство небольшой частной гостиницы в Новом городе, создание нового загородного гостиничного комплекса на территории областной базы отдыха «Лесная быль», что становится особенно актуально ввиду перспектив развития Портовой особой экономической зоны. Необходимо создание соответствующих высокому уровню «ворот города» – аэровокзалов и железнодорожного вокзала. Здесь уже сделаны первые шаги – состоялась передача в областную собственность аэропорта «Ульяновск-Баратаевка», запланирована модернизация здания аэровокзала, в планах и строительство нового пассажирского терминала в аэропорту «Ульяновск-Восточный». Для инвестиционной привлекательности важно наличие удобного авиационного сообщения, поэтому мы уделяем большое внимание приходу новых авиакомпаний в Ульяновск. В последнее время были открыты рейсы авиакомпании «Ютэйр» на самолетах Ту-134 и авиакомпании «Газпромавиа» на Як-42, с нового года планируется увеличение числа рейсов компании «Газпромавиа» и введение новых рейсов в Домодедово компанией «Регионавиа». Необходима разработка стимулирующих мер для создания новых предприятий общественного питания – кафе и ресторанов – ульяновским бизнесом или прихода федеральных сетей. Вся эта работа – задачи не только для Корпорации развития, но и для профильных министерств, включая и Минздрав, и Минобразования. Для квалифицированных специалистов новых предприятий важны условия и социальной инфраструктуры – наличие современных медицинских учреждений, современных образовательных учреждений, в том числе частных школ и детских садов. Ещё одна проблема – ограниченность энергетической инфраструктуры, недостаток трансформирующих и передающих мощностей, что увеличивает стоимость подключения к энергосетям. Необходимо взаимодействие с энергетическими компаниями по включению в их инвестиционную программу создания новых мощностей.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА

Губернатор Ульяновской области определил для региона ряд стратегических направлений, одно из главных – проект «Ульяновск – авиационная столица России». Подчеркнув, что «Ульяновск имеет все основания называться авиационной столицей», Сергей Морозов дал ряд поручений. В частности, обсудить со всеми заинтересованными структурами и проработать возможность проведения в рамках Международного авиафорума (пройдёт в Ульяновске в августе 2010 — прим. ред) заседания совместной российско-французской рабочей группы по авиации, начать подготовку и реализацию проекта по реконструкции центрального аэропорта… Планируется, что в городе состоится также выездная конференция Международной ассамблеи столиц и крупных городов. В рамках мероприятий будут обсуждаться наиболее острые вопросы развития гражданского авиастроения, эксплуатации воздушных судов и подготовки кадров для авиационной отрасли.

– В этом году Ульяновская область значительно укрепила свои позиции в качестве авиационной столицы России. Какие этапы уже пройдены и что еще предстоит сделать?

– Проект развития авиационного кластера – это наш стратегический проект, и впервые на мероприятии международного уровня – авиационно-космическом салоне МАКС-2009 – Ульяновская область была представлена именно под брендом «Авиационная столица». В рамках реализации этого проекта на МАКС-2009 был подписан ряд соглашений – о сотрудничестве областного правительства с национальным центром авиастроения и о побратимстве между Ульяновским и Жуковским. Сегодня – и по нашему мнению, и по мнению руководства страны – основные центры развития авиации находятся в Ульяновске и в Жуковском. Здесь и будут основные точки сосредоточения новых инвестпроектов и науки. Также в рамках визита Президента РФ Медведева Д.А. обсуждался вопрос о расширении Национального центра авиастроения на основе использования и развития потенциала Ульяновска как центра авиастроения и послепродажного обслуживания воздушных судов. Был изучен международный опыт создания авиационных кластеров «Aero Montreal» (Канада), «Skywin», «Aerospace Valley» (Европа) и Европейской ассоциации авиационных кластеров (EACA). Создан Консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-авиа» и его управляющая компания. Решением Наблюдательного совета принята Программа деятельности Консорциума на 2009-2010 гг. Утверждена областная целевая программа «Ульяновск – авиационная столица» на 2009-2011 годы». Ведётся формирование Центра современных технологий механообработки, Инженерного центра авиационных разработок, Центра переподготовки кадров для нужд предприятий кластера. Также утверждён Авиационный совет при Правительстве Ульяновской области.

– Какие еще стратегические направления развивались в 2009 году и останутся актуальными в текущем?

– Безусловно, это формирование ядерно-инновационного кластера в Димитровграде. Наиболее крупные проекты кластера – по созданию федерального центра высокотехнологичной медицинской радиологии, завода по производству радиофармпрепаратов, проекта по производству радионуклида молибден-99 для целей медицинской диагностики и др. На базе НИИАРа предполагается создание Центра прикладных ядерных исследований и Центра обучения и переподготовки кадров по ядерным технологиям. Для развития ядерно-инновационного кластера Правительством Ульяновской области и администрацией Димитровграда принято решение о создании Дирекции по развитию города, своеобразного филиала Корпорации развития Ульяновской области. В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед Ульяновской областью, является развитие высокотехнологичных производств. В рамках реализации этой задачи начато взаимодействие с ГК РОСНАНО. Привлечение средств этой госкорпорации для осуществления инвестиций в инновационное производство и инновационную инфраструктуру вполне реально. Нам необходима слаженная работа с отраслевыми министерствами Правительства области по созданию системы стимулирования инновационной деятельности на действующих предприятиях области, в научных и образовательных учреждениях.

– Ваш прогноз по инвестиционному развитию области на 2010 год?

– Помимо перечисленных выше задач и программных направлений деятельности, обозначу некоторые ключевые индикаторы, отраженные в нашем годовом плане работы. По основным показателям инвестиционной привлекательности Ульяновская область должна войти в десятку регионов-лидеров в России. Мы намерены привлечь в регион не менее десяти новых инвесторов, в том числе путем активного участия в целевых международных и российских выставочных мероприятиях. Планируется подписание соглашений с тремя новыми резидентами Портовой особой экономической зоны. Программа-минимум по промзоне «Заволжье» начало строительства ещё одного завода и начало проектирования еще двух современных высокопроизводительных предприятий. В результате тесного сотрудничества с госкорпорацией РОСНАНО предполагается начать финансирование первых трех проектов. Достижение этих целей, наряду с остальными комплексными усилиями, позволит сохранить на приемлемом уровне и темпы инвестиционного развития региона, и определяющие его абсолютные и относительные статистические показатели.

Юлия Узрютова