Ульяновск может остаться без аэроклуба

Денег, чтобы расплатиться с налоговой инспекцией, ульяновскому аэроклубу не хватит, даже если продать все самолеты. С легкой руки какого-то чиновника в 1993 году участку, на котором базируется аэродром «Белый ключ», при включении его в городскую черту была присвоена категория «земли населенных пунктов». Таким образом, вместе со статусом «земли спецназначения» аэродром потерял также и статус объекта, неподлежащего налогообложению. По закону предъявить счет налоговая инспекция может только за три последних года. Общая сумма задолженности может составить около 150 миллионов. В то время как у аэроклуба нет денег даже на зарплату сотрудникам.

Аэродром «Белый Ключ» был создан еще до войны, когда весь Советский Союз грезил небом. Мальчишки группами записывались в ОСОАВИАХИМ, чтобы научиться летать. В 1942 году Минобороны присвоило объекту статус запасного аэродрома.

— «Белый Ключ» располагался в 18 километрах от Ульяновска, недалеко от Волги — прекрасный аэродром, хорошие подходы, — вспоминает Юрий Хухриков, летчик-истребитель, ветеран Великой Отечественной войны, обучавшийся еще в Ульяновской авиационно-истребительной школе.

В настоящее время данный участок закреплен за военной частью и используется в оборонно-мобилизационных целях. В «Белом Ключе» до сих пор располагается техника, принадлежащая Минобороны: десять самолетов и один вертолет.

Ульяновский аэроклуб базируется на этом аэродроме с 1958 года. Будучи в то время государственным, он выполнял задачи по укреплению обороноспособности страны. В 1991 году ДОСААФ СССР превратился в общественную организацию РОСТО (Российская оборонная спортивно-техническая организация). Теперь уже негосударственное образовательное учреждение «Ульяновский аэроклуб РОСТО» получило право бессрочного пользования земельным участком, на котором расположен аэродром.

До 1993 года он имел статус «земли спецназначения» и не подлежал налогообложению. Однако при расширении городской черты этот статус потерялся. О том, что таковой вообще имелся, свидетельствует лишь пометка на полях постановления о передаче земли из Ульяновского района в состав областного центра.

КУСОК ПИРОГА

Являясь правопреемником оборонного общества, аэроклуб продолжал направлять в налоговую инспекцию нулевые декларации. Долгое время она спокойно их принимала, пока в ульяновскую налоговую не приехала с проверкой московская. Столичные инспектора и указали коллегам на нетронутые земли стоимостью в два с половиной миллиарда рублей. Спохватившись, те тут же посчитали налоги на землю за 2008 год и первое полугодие 2009-го — всего 67 миллионов рублей. По закону они имеют право добавить к этому налоги за 2007 год и второе полугодие 2009-го. Общая сумма в таком случае вырастет до 150 миллионов.

— Мы никогда не сможем заплатить такие деньги, — говорит замначальника аэроклуба Владимир Дворянинов. — Будь то 150 миллионов или даже один миллион, у нас таких средств нет. Даже если продать все наши самолеты, денег все равно не хватит!

— Их нет даже на зарплату сотрудникам, — продолжает экономист аэроклуба Ольга Меркель. — В прошлом году мы получили зарплату, если не ошибаюсь, всего два раза. Но люди работают у нас не ради денег. Аэроклуб для всех нас — родной дом, без которого мы не можем жить.

ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН

По словам авиаторов, инспектора налоговой службы с сочувствием относятся к ситуации, в которой оказался аэроклуб, но закон есть закон.

— По нашим данным, аэроклуб является налогоплательщиком. Документы на льготу за 2008 и 2009 год представлены не были, поэтому начисления вполне обоснованны, — сообщил «НГ» Станислав Чеканов, специалист отдела работы с налогоплательщиками и со средствами массовой информации УФНС России по Ульяновской области.

— Да нет у нас никаких льгот! Как и другие клубы ДОСААФ по всей стране, мы не являемся налогоплательщиками, — сетует Ольга.

Чтобы доказать это, обратились в суд. Параллельно руководство аэроклуба попросило помощи у губернатора. Сергей Морозов поднял этот вопрос в конце декабря во время первого заседания авиационного совета, сформированного в связи с образованием на территории региона авиационного кластера. Глава области дал поручение директору департамента государственного имущества и земельных отношений Марине Водолазко разобраться в ситуации и помочь аэроклубу. Она в свою очередь перепоручила своим помощникам, которые в итоге посоветовали авиаторам обратиться в другое ведомство.

— Это не наши полномочия, мы ничего не можем сделать, — заявил Александр Таушкин, главный специалист отдела распоряжения земельными ресурсами. — В принципе вывести этот участок из категории «земли населенных пунктов» можно. Для этого нужно обратиться в министерство строительства.

ПЕЧАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

— Создается такое ощущение, что решение губернатора просто блокируется волокитой, потому что никто из чиновников не хочет брать на себя ответственность, — замечает Дворянинов.

Тем временем очередное заседание арбитражного суда состоится уже в четверг, 11 февраля. Если он признает факт налогообложения, аэроклуб обязан будет выплатить задолженность. Поскольку денег у него нет, налоговая инспекция вправе будет инициировать процедуру банкротства. После распродажи имущества и изъятия земель аэроклуб прекратит свое существование.

Несмотря на сложившееся тяжелое положение, аэроклуб продолжает работать и даже строить планы на 2010 год.

— На это лето кроме традиционных в «Белом Ключе» парашютных и дельтапланерных соревнований у нас запланировано проведение чемпионата России по вертолетному спорту, а на 2011 — чемпионат мира, — рассказывает Ольга Меркель. — Правда, если мы лишимся земли, проводить его будет негде. В новом городе, где мы каждый год проводим авиасалон, аэродрома у нас нет. Как нет и хозяев у земельного участка. По крайней мере, мы их не нашли. Тем не менее поле там с каждым годом становится все меньше — то там, то тут появляются коттеджи. Больше всего мы боимся, что то же самое случится и в «Белом Ключе».

Если это действительно произойдет, авиационный кластер лишится одной из своих составляющих — не самой крупной, конечно, но оттого не менее важной. Но главное, будет ли у нас в таком случае право называть себя авиационной столицей?

Алена ДАМБАЕВА