Человеком тысячелетия назван наш выдающийся земляк Аркадий Александрович Пластов. Его имя вошло в энциклопедию «Сто людей тысячелетия», изданную в Великобритании. Это, по мнению искусствоведов, высочайшая и справедливая оценка гения-мастера, уроженца Симбирской земли

Ко дню его рождения ежегодно готовится не только Ульяновск. В этом году выставки работ Пластова открылись в Плесе и Сарове, в Царицынском и Шаляпинском музеях Москвы, в Центральном доме искусств. Вскоре его полотна увидят самарцы, а жители Брянска познакомятся с живописью его внука Николая Николаевича.

Музей Пластова в Ульяновске приглашает на документальную выставку «Пластов — сын Пластова», посвященную 80-летию Николая Аркадьевича. Сотрудники музея рассказывают, что сын и ученик Аркадия Александровича унаследовал умение показать важное и значительное через конкретные и обыденные образы. Был Николай Аркадьевич и выдающимся общественным деятелем: много сил и времени он отдавал сохранению культурного наследия России, вместе с Дмитрием Лихачевым, Ильей Глазуновым, Леонидом Леоновым участвовал в восстановлении Иверских ворот, Казанского собора, храма Христа Спасителя и других памятников. По проекту Николая Пластова в Прислонихе сооружен памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Николай Аркадьевич стал организатором посмертных выставок отца в Москве и Ленинграде, посвятил жизнь делу сохранения и систематизации его творческого наследия.

В музее современного искусства расположилась экспозиция «Аркадий Пластов. В кругу семьи». По словам Николая Николаевича Пластова, дед очень ценил семью, поддержку и взаимопонимание родных. И 35 полотен — это портреты самых близких ему людей: матери, жены, няни Кати, свекрови Софьи Васильевны фон Вик, часто бывавшего у Пластовых М.И. Кондратьева и, конечно, детские портреты сына и внука, автопортреты.

— Эти уникальные работы раскрывают одну из важных граней в творчестве мастера: лирическую, личную, — рассказала директор музея, искусствовед Елена Сергеева. — И, как во всем своем творчестве, он высказывался на эту тему без пафосного парадного многословия, по существу. Интересны и работы 1910-1920 годов, созданные в период становления художника, и портреты зрелого периода — 1950-1960 годов, где мы видим высочайшее живописное мастерство и камерное, деликатное представление родных и близких ему людей.

Почти все портреты и фотографии из собрания Пластовых демонстрируются впервые. Елена Сергеева и директор музея Пластова Татьяна Верещагина уверяют, что нам еще многое из его творчества предстоит увидеть впервые: только в архиве семьи художника насчитывается 5 000 его произведений, а всего им создано около 10 000 работ.