Для анализа необходима информация

Георгий Кузнецов

О ЖКХ представители власти вынуждены говорить часто. И довольно редко у них получается раскрывать эту тему в положительном ракурсе. Два десятка лет непрекращающихся реформ, десятилетие бардака, многолетние проблемы… Вчера директор департамента ЖКК министерства строительства Ульяновской области Сергей Гигирев рассказал об итогах реализации на территории области ФЗ-185 в разрезе переселения граждан из аварийного жилья, о появлении рейтинга управляющих компаний областного центра и о создании в регионе единой информационной системы ЖКХ. Думаем, все эти начинания логичны. Но вот насколько помогут навести порядок – покажет время.

В прошлом году, в качестве одного из способов поддержки строительной отрасли, было разрешено деньги Фонда содействия реформированию ЖКХ расходовать не только на капитальный ремонт домов или покупку готовых, но и на покупку «недостроя» с целью полной его сдачи для расселения граждан из аварийного жилья. Ульяновская область на полученные деньги сумела ввести в строй восемь многоквартирных домов. Пять – в Ульяновске, два – в Димитровграде и один – в Новоульяновске, в результате чего были расселены 1236 человек. Единственный «минус» первого опыта – отсутствие в Димитровграде нужного количества недостроенных домов, соответствующих требованиям. Деньги можно было вкладывать исключительно в несданные дома, но при этом имеющие не менее 70 процентов готовности. Таковых нашлось всего два, и определенную часть средств (58 миллионов рублей), предоставленных Фондом, пришлось вернуть.

Капитальный ремонт многоквартирных домов тоже прошел не без эксцессов. Достаточно сказать, что если в прошлом году в программе участвовали почти четыре десятка муниципальных образований, то в текущем, по словам Сергея Гигирева, их останется не более 16. Остальные пока не вызывают доверия. Да, часть ульяновцев будет лишена возможности капремонта. С другой стороны, как метко сказал директор департамента, появится возможность проводить более полный и качественный ремонт, а не «вбивать в каждый дом всего по четыре гвоздя».

Зато за счет экономии средств (будем надеяться только – не за счет «четырех гвоздей») к 445 запланированным к ремонту домов удалось добавить еще четыре, а в нескольких десятках – провести более полный ремонт, чем предполагалось.

Кстати, успели «отличиться» и некоторые наши земляки. Кто-то обращался в суд, жалуясь на малое количество квадратных метров, выделенных ему при переселении (даже если человек нуждается в улучшении жилищных условий согласно другим законам, по ФЗ-185 при переселении жилплощадь предоставляется ему из расчета «метр за метр»). Кто-то и вовсе, согласившись на участие в капремонте своего дома (жильцы обязаны в таком случае оплатить 5 процентов его стоимости), отказывается вносить плату…

Но ФЗ-185 в нашей области реализуется. И скорее хорошо, нежели плохо. (Хотя, как видно из количества муниципалитетов, допущенных до средств Фонда, всякое бывает.) А вот с управляющими компаниями готов судиться, а то и воевать едва ли не каждый пятый ульяновец. Многие из них жалуются в региональный минстрой, у которого часто нет ни полномочий наказать нерадивых управленцев, ни соответствующей информации.

Чтобы навести порядок, решено было начать с рейтинга управляющих компаний. Их оценили по 64 критериям, разбитым на шесть разделов и теперь еженедельно, по пятницам, навещают то одну, ту другую проблемную компанию. «Проблемность» выясняется не только по данным рейтинга, но и по звонкам жильцов и по опросу ответственных по дому.

Рейтингу еще предстоит совершенствоваться. К примеру, нет пока данных по «метражу», находящемуся в управлении той или иной компании. А, как справедливо сказал Сергей Гигирев, «количество жалоб с количеством квадратных метров все-таки необходимо соотносить». Но идея себя уже оправдывает.

Но не оправдает до конца, пока в цепочке «собственник жилья – управленец» не восстановится исполнительная власть, которая за редким исключением сейчас в ней отсутствует. Ведь если власть не может помочь гражданину, это, мягко говоря, неверно. Для этого и создается сейчас региональная информационная система. В ней будет объединено несколько показателей от «управления заявками» (создание единого информационного центра, куда будут поступать заявки от жителей любого дома с последующей передачей их в соответствующую компанию) до «объектового учета». В последнем будут храниться сведения о том, кто, когда и за что заплатил и сколько остался должен. Информация, большая часть которой, кстати, будет находиться в свободном доступе для многоступенчатого контроля, необходима для анализа и разработки четкого плана действий.

Ну не определены в нашей стране полномочия в сфере ЖКХ на региональном уровне. Не определены! Но и ответственности с субъектов при этом никто не снимал. Вот и необходимы, чтобы сдвинуться с мертвой точки, и рейтинги, и информация, и многое другое.