«Ульяновская правда» и областной комитет по культурному наследию продолжают рубрику, посвященную 65-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, на страницах которой вспоминают связанные с этим нелегким временем памятники, расположенные на территории региона. Памятники и, разумеется, героев, которым они посвящены…

Олег Долгов

На здании первой городской школы в Инзе установлена мемориальная доска в память о герое-земляке Юрии Алашееве. Именно здесь он родился 17 октября 1923 года, здесь же рос, жил и работал литературным сотрудником в редакции местной газеты. Война заставила его сменить и профессию. Получилось – сменить пришлось и судьбу. В Красной Армии Алашеев служил с 1941 года, окончил 2-ю военно-авиационную школу первоначального обучения летчиков (ВАШПОЛ) в Ардатове, в 1943 году – Вязниковское военное авиационное училище лётчиков. Затем работал лётчиком-инструктором. На фронте ему довелось провести только два месяца – в октябре-декабре 1944 года он проходил боевую стажировку в 111-м гвардейском истребительном авиационном полку на четвертом Украинском фронте, в составе которого и совершил двенадцать боевых вылетов на истребителе Ла-5. Надо помнить, что каждый из них мог стать последним…

Главные свои подвиги Юрий Алашеев совершил уже после войны, став летчиком-испытателем. Он дал путевку в небо многим реактивным истребителям, стратегическому ракетоносцу ТУ-16К, установил одиннадцать мировых рекордов на первом магистральном реактивном пассажирском лайнере ТУ-104 – по скорости, дальности и грузоподъемности (шесть в 1957 году) и еще пять по грузоподъемности двумя годами позже. Погиб Юрий Алашеев 21 декабря 1959 года при испытаниях опытного образца сверхзвукового стратегического бомбардировщика ТУ-22 (самолет «105» проводил седьмой испытательный полет, основной целью которого была проверка поведения машины на сверхзвуковых скоростях), того самого, который до сих пор составляет основу стратегической авиации России.

Командир успел отдать команду о катапультировании, благодаря чему один из членов экипажа все-таки спасся. В официальном заключении по катастрофе ее причиной было названо «разрушение горизонтального оперения в результате повышенных вибраций (флаттер)». Однако ОКБ А.Н.Туполева и ЦАГИ после катастрофы решили провести ревизию прочности конструкции самолета «105А». Она была значительно усилена, проведены доработки с целью исключения появления повышенных вибраций на расчетных режимах полета и т.д.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1960 года за мужество и героизм, проявленные при освоении новой военной техники, подполковнику Алашееву Юрию Тимофеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Кроме того, он был награжден двумя орденами Ленина и медалями.

Похоронен летчик-герой в Жуковском, на Быковском кладбище. Теперь его имя носят две улицы – на родине героя в Инзе и Засвияжском районе Ульяновска…