Владимир Антипин

Главная интрига последних выборов в Екатеринбургскую городскую думу имеет имя и фамилию: Леонид Волков. И еще прозвище — веб-депутат. Волков — первый в регионе человек, который смог победить на выборах, почти не вставая из-за компьютера. Наблюдатели никак не могут понять, как такое возможно. Однако те, кто поумнее, уверены, что с каждым годом таких сетевых политиков будет все больше. А вместе с ростом их численности будут принципиально меняться правила политической игры. Разумеется, к лучшему

Небольшое подвальное помещение, выделенное Волкову для работы с избирателями, найти непросто. Тем не менее, граждане находят.

«Я потеряла в вас веру», — Леонид Волков зачитывает письмо, оставленное в обычном почтовом ящике на дверях его общественной приемной.

— Вот. Еще одна. Сложно с нашими людьми работать, — Волков по-детски наивно улыбается и в сотый раз пытается объяснить, чем его подход к работе с населением отличается от принятого в отечественных депутатских кругах: — Как в таких случаях поступает большинство парламентариев и у нас, и в Москве? Приходит к ним человек, пишет обращение с требованием разобраться, и дальше бумага пошла по инстанциям. В итоге есть какое-никакое решение, к которому жалобщик не приложил практически никаких личных усилий. Мы так не работаем. Наша цель — помочь человеку увидеть, что он может добиться своей цели самостоятельно, предоставить механизм ее решения. Я не могу за всеми убрать дерьмо в подъездах. Люди должны решать эту проблему сами.

29−летний депутат городской думы Леонид Волков в региональную политику пришел из глобальной Сети. В прямом смысле слова. Был заместителем генерального директора компании «СКБ Контур», разрабатывал и внедрял систему налоговой отчетности через интернет, вел виртуальный дневник, общался в социальных сетях. Там же развернул предвыборную агитацию и неожиданно для всех стал депутатом муниципальной думы, уверенно обойдя основных конкурентов, в том числе и кандидата от правящей партии. Местные политики со стажем, но без сетевого опыта до сих пор не понимают, как у Волкова это получилось.

— Ко мне кто только после выборов не обращался: скажи, как агитировать в интернете. Доходило до смешного. Приезжали люди из одного областного города. У них там выборы в думу. Так вот, они приехали в Екатеринбург искать того самого человека, который знает, как на халяву через интернет стать депутатом, — смеется веб-парламентарий. — Они на полном серьезе думали, что в этой волшебной Сети есть такие поля чудес, где стоит только кнопочку нажать — и ты в думе.

Во время разговора Волкову постоянно звонят журналисты. Областные власти решили забрать для нужд депрессивных регионов из недепрессивного екатеринбургского бюджета 1 млрд 700 млн рублей. Депутат Волков написал в своем блоге, что это решение незаконно и вообще не может быть реализовано. Написал аргументированно и с множеством цифр. Теперь благодаря интернету он — главный эксперт по этому вопросу для местных СМИ.

Депутаты со стажем на популярность Волкова у молодых журналистов реагируют нервно. Динозавры уральской политики не понимают, как о его существовании вообще можно было узнать, если его не показывало телевидение и о нем не писали в газетах. К тому же и говорит он на каком-то птичьем языке, непонятном нормальным чиновникам. Называет свое избрание «офигенным кейсом», саму городскую думу — идеалом «риса», а существование «Единой России» — «интерфейсом, который позволяет реальную борьбу прятать от глаз народа».

Отчеты о своей депутатской работе Леонид Волков регулярно выкладывает на персональной страничке в «Живом журнале». Многие екатеринбуржцы о деятельности гор­думы узнают исключительно из волковского блога. Плюс агитационные группы на ресурсах «В Контакте.ру» и «Одноклассники.ру». За электронные вести из парламента и масштабное использование в предвыборной кампании интернет-технологий он и получил среди продвинутых горожан прозвище веб-депутат.

Его отрыв от конкурента в день голосования составил 386 голосов. В Екатеринбурге не сомневаются, что победу Волкову удалось вырвать благодаря интернет-пользова­те­лям, которые никогда раньше не приходили к избирательным урнам. Кроме того, интернет позволил ему обойти огромное количество административных барьеров на пути к депутатскому мандату. Например, встречу с избирателями всегда могут не разрешить под каким-нибудь формальным предлогом. А запретить общаться с кандидатом в социальных сетях пока не может никто. Например, директор завода не дает вам провести агитацию среди его подчиненных — просто потому, что он поддерживает вашего оппонента. Но при всем желании он не может запретить сотрудникам общаться с вами на местном интернет-форуме.

— Интернет как оружие предвыборной борьбы будет все более и более востребован, — считает веб-Волков. — Уже на следующих выборах собственный сайт будет у каждого кандидата, группы в социальных сетях и блоги тоже. Это сейчас на интернет пока еще мало внимания обращают, по крайней мере здесь, у нас. Но я прекрасно помню, как десять лет назад директор «Уралтела» (первый сотовый оператор Свердловской области. — «РР») на презентации компании сказал: «За сотовой связью будущее. Это сейчас мобильный телефон воспринимается как прихоть богатых. Но я уверен, что через десять лет в Екатеринбурге будет более двадцати, а то и тридцати тысяч абонентов». И что? Теперь у нас абонентов раз в двадцать больше.

В приемной Волкова появляются две симпатичные девушки. Выясняется, что это — добровольные помощницы депутата. Студентки экономического факультета Уральского госуниверситета Аня и Наташа пришли к нему сами и помогают бесплатно. Теперь регулярно встречаются с жителями округа, обратившимися за помощью, выполняют функции курьеров. Переписка с прокурорами, милиционерами, чиновниками районной, городской и областной администраций занимает много времени. На вопрос, зачем им все это, девушки сначала отвечают стандартным «ну, интересно», а потом неожиданно заявляют: «Мы просто в “Макдональдс” идти работать не хотим. Это не для нас». У меня складывается впечатление, что Волков своей необычностью притягивает всех нестандартных людей вокруг. Причем он умудряется зажечь их своей уверенностью, что мир вполне можно изменить, хотя бы в пределах одного района Екатеринбурга.

— Моя конечная цель как депутата — через четыре года оставить этот округ с немного другими по менталитету людьми. Цель, может быть, и глобальная, но выполнимая. Я сам живу в этом округе и хочу жить рядом с европейцами. Эти люди должны быть уверены в себе, понимать, что власть для них, а не они для власти. Если они захотят такими стать, то помешать им никто не в силах.

В качестве примера Леонид Волков приводит случай с несанкционированной автостоянкой на улице Пионеров. В одну прекрасную ночь во дворе появились непонятные люди, привезли 14 грузовиков щебня и попытались превратить придомовую территорию в парковку. Обеспокоенные жильцы прибежали к Волкову.

— Мы им четко объяснили, что надо делать. Жители сами провели общее собрание, приняли решение, что они против любого строительства во дворе. Вышли на владельцев компании, которая пыталась начать стройку, все им доходчиво объяснили, без лишнего крика и шума, зато с документами в руках. И те были вынуждены отступить. Сейчас несостоявшиеся автопарковщики вывозят оттуда свой щебень и должны привести территорию в первоначальный вид. За свой счет озеленить и так далее. Жители как заново родились. Они увидели, что от них что-то зависит.

А что увидели мы? Для решения этой проблемы с одного дома было собрано 145 подписей. А на выборы по нашему округу от трехсот домов пришло всего около четырех тысяч человек. На выборах явка была 16%, а тут с автостоянкой боролись практически все сто. Когда человека непосредственно касается какая-то беда, то он готов действовать. Так что нельзя говорить, что у нас люди неактивные. Я сейчас смотрю на них и убеждаюсь, что они не остановятся. Они поняли, что вместе могут решать вопросы. Сейчас они будут создавать товарищество собственников жилья. Я уверен, что через ТСЖ они выгонят свою управляющую компанию, которая безобразно обслуживает их дом. Сделают нормальный ремонт, сами благоустроят площадку, сами деньги будут собирать за парковку. И деньги пойдут не в карман какому-нибудь дяде, а на нужды самих членов ТСЖ.

В борьбе с незаконными автостоянками Леониду Волкову, по его собственному выражению, впервые пришлось столк­нуться с суровой уральской коррупционной действительностью. Заступившись за избирателей и с монтировкой в руках лично приняв участие в сносе одной из автостоянок, веб-депутат перешел дорогу местным бизнесменам. В течение нескольких дней Волкову звонили хозяева парковки и грозились переломать ноги. В общем, выход из виртуального мира в реальный оказался непростым.

— Когда человек встает из-за компьютера и идет в реальный мир, поначалу ему кажется, что все очень легко и просто, — вспоминает депутат. — Я был настроен героически, я был абсолютно уверен в своей правоте, решения приходили в голову сами — это первый признак их правильности. Но я не понимал, во что ввязался! Потом, конечно, пришлось пережить немало очень неприятных моментов. Но я не жалею.

Во-первых, встреча с действительностью — это полезно. Во-вторых, неожиданно оказалось, что вот этот мой выход за пределы каких-то устоявшихся шаблонов все-таки произвел огромную революцию в головах. Даже пару недель спустя приходил на какое-нибудь мероприятие с малознакомыми людьми и обязательно слышал шутку типа «Если у вас во дворе есть несанкционированная парковка, то обратитесь к этому человеку, он поможет!». И выхлоп в СМИ был беспрецедентный. Почему так? Видимо, дело именно в выходе за рамки. Даже немного обидно: вот сидишь, неделю разбираешься с какой-нибудь инвестпрограммой «Водоканала», влезаешь в тонкие и сложные цифры… и никакой особой реакции на пост в блоге, который замышлялся как сенсационный и в который было вложено огромное количество сил. Или одна десятиминутная прогулка на свежем воздухе с монтировкой и с ненапряжными физическими упражнениями — а разговоров после этого на месяц!

Строители автостоянки от депутата Волкова в конце концов отстали. Во многом опять же благодаря интернету. Сторонники Леонида нашли номера их мобильных телефонов и засыпали коммерсантов эсэмэсками с требованием убрать автостоянку. Весь свой незаконный автобизнес эти господа регулировали по телефону, и на пару дней их работа оказалась полностью парализована. Предприниматели так и не поняли, в чем заключался интерес Волкова во всей этой истории со сносом стоянки.

— Хозяин бизнеса мне прямо говорил: «С ментами решим, с налоговой решим, с администрацией решим. Тебе-то чего надо?» Я им про соблюдение закона, про права жильцов, про то, что их стоянки вообще незаконны. А он мне опять: «Может, тебе денег дать?» В общем, не поняли мы друг друга.

Этой непостижимой для многих целью Волков ставит в тупик и городских чиновников. Местная власть вообще еще не решила, как на него реагировать. Вроде называет себя оппозиционером, но на митинги почти не ходит и отставки «антинародного режима» не требует. «Единую Россию» не любит, но и в КПРФ или ЛДПР не вступает. Да и вообще, на следующий срок идти вроде как не собирается. Номенклатурщикам невдомек, как он сумел при помощи каких-то загадочных «социальных сетей» пробраться в городскую думу, тогда как вполне серьезные люди потратили кучу денег, мобилизовали связи и административный ресурс, но во власть так и не прошли. Возможно, именно это Волкова и спасает. Пока система не понимает, что с ним делать, у веб-депутата есть возможность строить Европу в своем избирательном округе.

— Моя задача — тормошить людей. В этом смысле мое избрание — это был «офигенный кейс». Все бизнес-сообщество присматривается, примеряет это на себя, и в принципе есть все шансы, что в следующей городской думе будет намного больше таких депутатов. И слава богу! Может быть, это и пафосно звучит, но я понимаю, что я сделал. Я показал людям, что можно прийти в законодательную власть с улицы, с очень скромным предвыборным бюджетом, без партийной и административной поддержки. Человек 35 неравнодушных в городе найдется. Я многих из них знаю. И уверен, что в следующий раз они попробуют избраться. И зачем я тогда нужен буду второй раз? Моя задача была проторить дорожку, показать путь.

По признанию Волкова, работа в исполнительной власти ему также неинтересна. Причем по причинам, которые опять же ставят в тупик номенклатурных работников.

— Я зарабатываю сейчас больше, чем мэр Екатеринбурга. К снижению уровня доходов я не готов. А в системе исполнительной власти с ее небольшими зарплатами заложена необходимость воровать. К этому я тоже не готов. Так что в исполнительную власть мне путь заказан.

В свободное от депутатства время Леонид Волков продолжает работать заместителем генерального директора компании «СКБ Контур». Это — один из пяти крупнейших производителей программного обеспечения в России. Самый известный проект «Контура» — система налоговой интернет-отчетности. В компанию Волков пришел студентом. Сейчас отвечает за стратегическое развитие. Пока ему проще отвечать за стратегию в европейской по сути фирме, чем за то же самое в азиатском не только по географическому положению городе.

Недавно Леонида Волкова позвали участвовать в очередной акции протеста. Человек, считающий себя оппозиционером, митинговать опять отказался. Вместо этого он сел за любимый компьютер и написал в «Живом журнале» очередной пост, который прочло примерно столько же людей, сколько приняло участие в акции протеста:

«Вчера состоялось последнее в этом году заседание городской думы… В марте будут выборы в облдуму, и, судя по всему, еще 2–3 городских депутата переедут поближе к Белому дому. Насколько я понимаю, довыборы в городскую думу по освобождающимся одномандатным округам пройдут в единый день голосования, в октябре 2010 года. Времени на подготовку предостаточно. Ау! Где внятные молодые бизнесмены, умные и беспартийные, блогеры и юзеры? Рейтинг партии власти ниже плинтуса, работать придется очень много и денег потратить немало, но выиграть выборы вполне реально. В городской думе прикольно — кто не верит, читайте мои отчеты. На заседаниях бесплатно наливают минеральную воду. Бумага в принтерах б/у, но зато на оборотной стороне можно прочитать много неожиданного. Угол и стол в кабинете на четвертом этаже в ратуше с видом на площадь 1905 года. Два раза в год — после завершения весенней и осенней сессий — очень милые корпоративы: вчера отлично посидели с коллегами, что характерно — на свои, скидывались аж по 2000 рублей. И да, у меня есть корыстная мотивация: хочется-таки создать “фракцию нормальных людей”».