Понять, как за 30 минут художник успевает «схватить» и зафиксировать на бумаге черты лица незнакомого человека, попытались мы, встретившись с Алевтиной Назаренко. Молодая художница с удовольствием откликнулась на предложенный нами эксперимент: мы спрашиваем, она отвечает и рисует. Карандаш, ластик, ватман, диктофон – начали!

И 10 МИНУТ ДОСТАТОЧНО

— Обычно я говорю, что для карандашного портрета мне нужно полчаса и больше. Это значит — могу уложиться в 10 минут, если делаю набросок, а могу и все 50 минут рисовать: чтобы передать игру света и тени, передать полутона, нужно больше времени. Но сегодня я в непривычных условиях. Быть хозяйкой положения — одно. Работать и отвечать на вопросы, оказывается, непросто!

СЛОЖНЫХ ЛИЦ НЕ БЫВАЕТ

— Встречаются настолько яркие, выразительные лица, что можно буквально одной линией передать характер. Есть за что «зацепиться» в харизматичных и национальных лицах. Но «простые» лица рисовать тоже несложно: чем больше в процессе всматриваешься, тем больше видишь нюансов, особенностей и удивляешься: «Надо же, какие красивые глаза, какие красивые брови!». Красота есть в каждом лице.

ПЕРЕДАТЬ ШТРИХОМ ХАРАКТЕР

— Пока рисуешь, по чертам лица понимаешь, что за человек перед тобой сидит. И даже раньше, когда человек только усаживается, — потому, как он двигается, как смотрит. Например, недавно я рисовала мужчину, который показался очень добрым. И рисовать его хотелось мягкими округлыми линиями. Обычно так хочется рисовать девушек и детей — дети вообще «кругленькие». А если у человека волевые, грубые черты лица — рисую прямым, рубленым штрихом. Донести характер — главное для художника. А еще — раскрыть себя, стать частью искусства, культуры…

НА ВОЛНЕ ВДОХНОВЕНИЯ

— Самый потрясающий момент — это когда есть вдохновение, и ты, ни о чем не думая, просто рисуешь. Когда руки «горят», ты рисуешь в любое время в любых обстоятельствах — неважно, где и в какое время суток. Находясь «на волне», ты просто наслаждаешься процессом, и тогда получаются самые удачные работы. И люди чувствуют это — видно по реакции. Самую удачную работу, получившую Гран-при на Всероссийском конкурсе, — Портрет маслом полуобнаженной фигуры — я именно так писала. В Тольятти у меня был знакомый парень, который по первому зову приходил, и я писала его даже по ночам. За пять лет я настолько его изучила, что получился отличный портрет, написанный без участия и давления педагога… А иногда работы просто «сделаны». Сделаны качественно, хорошо, в них вложены все твои знания, умения, они выполнены старательно, но без вдохновения. И разница чувствуется.

VEHI, V!DI, VICI

— Думаю, по манере я ближе к импрессионистам. Для меня важно передать сиюминутное чувство, эмоцию, ощущение «здесь и сейчас», зафиксировать момент. Я не люблю писать долго, прорабатывать детали. Мне ближе спонтанное творчество, когда не думаешь, а чувствуешь и пишешь. Полагаю, в такие моменты и раскрываются мои внутренние качества, моя суть: пришел, увидел, победил. Когда поешь, это чувство «здесь и сейчас» еще сильнее. Песня длится всего три минуты, а ощущение — словно прошла целая жизнь. А петь мне нравится настолько, что когда я училась в университете в Тольятти, педагоги требовали: «Аля, определись, нельзя так разрываться!».

«ШЕЙ ДЕ ПАРИ»

— Официально я безработная. Зарабатываю на жизнь тем, что продаю картины, делаю на заказ бусы, шью.сумки. Шью всегда вручную. Сестра удивляется, откуда у меня столько терпения, а я могу весь день просидеть за шитьем и всего пару раз встать, чтобы размять косточки. Могу все-все распороть и сшить заново! Мне бабушка объяснила: «Настоящая портниха настолько любит шить, насколько не боится распарывать». И с детства про меня говорила: французское ателье «Шей де Пари». Не скоро я поняла смысл этой шутки: шей да пори (распарывай)!

Позировала и записывала Анна ШКОЛЬНАЯ