ДИМИТРОВГРАДСКИМ ЗРИТЕЛЯМ СДЕЛАЛИ ПО-НАСТОЯЩЕМУ СМЕШНО

Главному режиссеру Димитровградского театра драмы им. А.Островского Георгию Макарову не раз приходилось выслушивать странные упреки в том, что он слишком уж серьезно подходит к репертуарной политике. Народ, дескать, жаждет зрелищ попроще. А главреж им то про село Степанчиково, то про вишневый сад, то про бродячих собак. Однажды Макарову все это надоело, и афишу театра украсил водевиль Сергея Белова «Мамуля», посмотрев который, «А-Х» убедился, что режиссером с большой буквы можно оставаться и на таком непритязательном материале, как комедия «Яблочко от яблони» (второе авторское название «Мамули»).

Ставить Белова в России — занятие, априори «обреченное» на успех. Его не зря и в чем-то по праву называют на родине «господин аншлаг». Забавные комедии драматурга идут во многих российских театрах, и зрители неизменно голосуют за эти спектакли рублем. «Яблочко от яблони» — хит творчества «господина аншлага». Пьеса, написанная в многократно проверенном веками жанре — комедия положений, при этом отличается ненавязчивым и «вкусным» юмором и лишена пошлости, которую сегодня принято выдавать за сатиру. Главного героя — авантюриста Семеныча, вынужденного, как герои легендарных фильмов «Некоторые любят погорячее» и «Здравствуйте, я ваша тетя», переодеваться женщиной, в московской версии «Мамули» играют по очереди популярный кинокомик Владимир Долинский и Владимир Пермяков, больше известный как Леня Голубков из рекламы «МММ».

Димитровградская «Мамуля» в сценическом воплощении не просто бережно сохранила все лучшее, что есть в литературном первоисточнике, но и прибавила легкости и изящества персонажам и ситуациям. Анатолий Попукалов комически филигранно балансирует на канате хорошего тона, не превращаясь ни в перепомаженного гомика, ни в монструозную бабу. Легким ароматом витает над залом с каждым его появлением простая и парадоксальная мысль о том, что женщина в определенных обстоятельствах в чем-то тот же мужчина. А обстоятельства таковы. У знакомой Семеныча Нины давний роман с оригинальным и своеобразным бизнесменом Женей. До официального узаконивания отношений у молодых один шаг — знакомство Евгения с родителями Нины. Но шаг этот особенно труден, поскольку Нинина родительница сидит в тюрьме. За символическую сумму Семеныч соглашается побыть потенциальной тещей Жени. Но внезапно объявленная амнистия ставит все с ног на голову и еще больше запутывает…

В постановке Макарова добрая и одновременно очень смешная история о любви, о самых настоящих семейных ценностях и о том, как важно для влюбленных быть искренними, превращается в озорной и сносящий «крышу» карнавал с великолепными вставными вокальными номерами. Актеры с удовольствием демонстрируют свои эстрадные таланты, не хуже, чем в оригинале, исполняя и «Кабриолет» Любы Успенской, и «Шансоньетку» Александра Новикова, и «А я милого узнаю по походке» Игоря Сукачева. При этом Макаров не был бы самим собой, если бы не нагрузил этот двухчасовой анекдот дополнительными социальным и общечеловеческим смыслами. В результате, выйдя из зрительного зала, у зрителей есть шанс увидеть продолжение спектакля, оказавшись на одних городских улицах и с Нинами, и с Женями, и с Семенычами. Татьяна Меркулова, Олег Козовников, Анатолий Попукалов, Ольга Кукушкина, Александр Анфиногенов азартно и лихо словно состязаются в умении найти смешное в обычном и трагичное в смешном.

«В сущности, тут и можно бы закончить эту историю, — пишет в финальной ремарке пьесы автор. — Но есть и другой вариант. Театр — при желании — может вывести здесь на сцену нескольких санитаров, которые вместе с другими персонажами будут гоняться по сцене за Семенычем — под веселую, убыстряющуюся музыку». В димитровградской постановке этот вариант исключен. Здесь в «Мамуле» все персонажи нормальны и адекватны. Адекватны и нормальны до смешного…