У братьев Дергуновых одна профессия на троих.

Нет человека в Ульяновском отделении, который бы не знал или не слышал о братьях Дергуновых. Сам по себе факт работы трех братьев в одной должности (составитель поездов) – явление на дороге почти уникальное.

Начальник станции Белый Ключ Татьяна Русскова считает Дергуновых не только профессиональными работниками, но и образцом взаимовыручки. Друг за друга они стоят горой, что, согласитесь, сегодня среди родственников встретишь не часто. Эта братская солидарность помогает им на протяжении нескольких лет работать без брака.

– Если бы все на железной дороге были такими работниками как Дергуновы, проблем бы никаких не было, – признается Татьяна Николаевна. – Работают всегда с огоньком, с чувством ответственности, коллектив их любит. Андрей с Сергеем работают на станции 18 лет, причем пришли на железную дорогу в один день. Александр перешел на должность составителя поездов недавно и находится на стажировке у старшего брата Андрея.

С Александром Дергуновым я имел удовольствие встречаться ровно год назад.

Александр, тогда старший осмотрщик вагонов эксплуатационного вагонного депо Круглое Поле, предотвратил сход поезда, обнаружив трещину боковой рамы в буксовом проеме вагона. Состав предназначался для перевозки сжиженного газа, поэтому последствия от такой неисправности могли быть самые непредсказуемые. Мне было любопытно узнать, почему это вдруг подающий большие надежды старший осмотрщик вагонов перешел на должность составителя поездов?

Андрея и Александра Дергуновых, работающих временно в одну смену, я застал занятыми на маневровой работе.

– В Белом Ключе мой родной дом и моя семья, – объяснил мне смену профессии Александр. – А работу составителя поездов я изучил, еще работая осмотрщиком вагонов, и когда на станции Белый Ключ появилось вакантное место составителя поездов, не раздумывая, перешел на новую должность. Пришлось пройти перед этим соответствующие курсы, и теперь стажируюсь у старшего брата. 17 февраля выхожу работать составителем поездов самостоятельно. Вообще, я рад, что работаю с братьями, вместе мы – не разлей вода, всегда приходим на выручку друг другу, даже живем в одном доме на три семьи.

Андрей и Сергей Дергуновы – братья – близнецы, но первый считается старшим, так как появился на свет на пять минут раньше. Мало того, что оба пришли работать «на железку» в один день, так еще и в армии служили вместе, спали на соседних койках.

– Идем с Сергеем по жизни бок о бок, – рассуждает Андрей, – не зря, наверное, говорят, что близнецы не могут расставаться надолго. На железной дороге мы вдвоем успели поработать еще до армии, около трех месяцев вкалывали на перегоне путейцами. А когда отслужили «срочную», в Белом Ключе возник острый дефицит в железнодорожниках. После недолгих раздумий пришли работать на станцию составителями поездов и трудимся в этой должности почти 20 лет. Не последнюю роль в нашем выборе сыграло мнение матери, проработавшей 30 лет дежурным по переезду.

– Вы знаете, Андрей и Сергей, как и присуще близнецам, всегда чувствуют настроение друг друга даже на расстоянии, – сбавив тон, чтобы не слышали братья, призналась Татьяна Русскова. – Расскажу вам только один случай. Однажды поздно вечером мне позвонил Сергей Дергунов и сообщил, что очень встревожен, так как с Андреем может случиться беда. Я его успокоила, мол, все нормально, Андрей на дежурстве, а наутро узнала, что он едва не попал в ДТП.

Дергуновы звезд с неба не хватают, особо между собой не выделяются, но на Доске Почета в Ульяновском отделении висит только фотография Сергея. Андрея сей факт нисколько не задевает, он только рад за брата и считает, что по железнодорожным наградам у них наблюдается равновесие. А Татьяна Русскова «выдвижение» Сергея на Доску Почета объяснила следующим образом:

– Когда от руководства дороги пришла разнарядка выставить на награждение кандидатуру от составителей поездов, я была в замешательстве, но все-таки остановила свой выбор на Сергее Дергунове. Сыграло решающую роль то обстоятельство, что он дополнительно является на станции общественным инспектором и моим помощником в вопросах охраны труда. Когда написала на него характеристику, то скоро мне позвонили и спросили: он что, действительно у вас такой хороший работник и в характеристике все верно? Так Сергей и занял почетный ряд лучших работников отделения.

Несмотря на то что, Андрей и Сергей близнецы, работники станции Белый Ключ научились различать братьев, но при одном условии: если братья находятся вместе. Порознь же отличить их практически невозможно. Мне пришлось воочию убедиться в этом и уже через полчаса после нашей беседы я отличал Андрея от Сергея по еле уловимым признакам.

– Своим сходством мы никогда не злоупотребляли, – уверяет меня Андрей. – Разве что в школе друг за друга выходили к доске отвечать урок. На железной дороге такие шутки, сами понимаете, чреваты непредсказуемыми последствиями. Тем более – для составителя поездов, чья профессия на железной дороге является одной из самых травмоопасных.

Андрей с Александром торопились расформировывать прибывающий на станцию состав и дали понять, что время для разговоров закончено. Участок их обслуживания, помимо станции Белый Ключ, включал в себя еще и станции Ключищи, Красный Гуляй, Ташла, Кучуры, Молвино.

Уже перед самым отъездом на соседнюю станцию Ключищи Дергуновы обескуражили меня новостью. Оказалось, что Александр – не младший в семье. Есть еще четвертый брат, 25-летний Дмитрий!

– Да про него пока нечего говорить, – объяснил мне Андрей, – так как он не железнодорожник, работает водителем. Но, будьте уверены, покрутит год – другой баранку – и примкнет к нам: все мы через это проходили.

Автор: Александр Савенков