Мы всегда жили в мире в нашем общем большом доме – русские, татары, мордва, чуваши, украинцы и многие иные, им же несть числа. Жили, живем и хотим жить дружно и по-соседски всегда. Но находятся люди, которые сеют семена розни между нами, выискивая причину возможного конфликта и искусственно его разжигая. И пример тому – идея, родившаяся в недрах (а вернее – в самых высоких кабинетах) нашей областной власти построить рядом с уже возвышающимся на улице Минаева Спасо-Вознесенским собором соборной же мечети. Никакие доводы на власть не действуют. Мнение православных при этом в расчет не берется. И возникает мысль о том, что кто-то хочет поиграть на чувствах верующих и проверить – можно ли ими управлять, “проглотят” или нет, сможет ли мужик в пиджаке управлять иными в рясах или чалмах?

Сделать некий эксперимент на “возгораемость” – будут ли терпеть одни и добиваться другие, что получится, если искусственно соединить разных верующих или столкнуть их на почве разности интересов? Начнут ли открыто противостоять или проглотят властное управление из вне? Но! Кто дал право господам морозовым и корневым экспериментировать на самом святом – на вере? Кто позволил стравливать друг с другом представителей двух самых традиционных в России религий?

НЕ СМЕЙТЕ! Прекратите провоцировать конфликты, перестаньте играть на религиозных чувствах, иначе те, кого вы ссорите, осознав опасность происходящего, обернутся к вам и просто сметут тех, кто несет раздор, вражду и смуту в их дома!

В конце прошлой недели был организован визит в Ульяновск Верховного муфтия Т. Таджуддина и продуктом этого посещения стало обращение имамов к верующим мусульманам нашей области.

Настойчивость и целеустремленность, не взирая ни на что, с которыми губернатор буквально «продавливает» идею строительства соборной мечети ИМЕННО рядом со строящимся Спасо-Вознесенским собором, достойна самого искреннего удивления. Надеюсь, что ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что визит (а вернее приглашение приехать) Т. Таджуддина в Ульяновск имел лишь одну цель – поддержать на таком высоком уровне этот замысел.

Оценивать как итоги этого визита, так и подписанное обращение бессмысленно – всякий здравомыслящий человек поймет суть происходящего.

А вот крокомментировать некоторые строки из сообщения и обращения, полагаю, будет полезно.

Название сообщения «В духе согласия и взаимопонимания» говорит о многом. Губернатор имеет и согласие, и взаимопонимание с духовными руководителями части мусульман региона. Именно части – Т. Таджуддин под своим руководством имеет лишь часть ульяновской мусульманской уммы. Но ни согласия, ни взаимопонимания с православными, как с верующими, так и с духовенством, по этому вопросу у него нет. Да, судя по всему, мнение этой стороны для него безразлично.

«Талгат Таджуддин положительно оценил инициативу ульяновских мусульман по строительству главной мечети на берегу реки Свияги».

– До сего дня полагал, что С.И. Морозов является православным человеком. Но ведь инициаторами строительства мечети названы мусульмане – а инициатива исходила от него. Не удивлюсь ничему – православный человек так игнорировать мнение своей Церкви не может. И муфтий поддерживает не просто строительство новой мечети, а ИМЕННО на берегу Свияги! Нет, не на берегу – этому, может быть, никто бы и не препятствовал! Но строится мечеть то будет в 50 метрах от собора!

«Она (мечеть) послужит укреплению духа согласия и взаимопонимания между представителями разных кофессий».

– Кто-то кого-то либо обманывает, либо вводит в заблуждение. Изначально именно идея строительства соборной мечети рядом с православным храмом вызвала непонимание и разногласия с православной общиной города! Мнение Церкви губернатором просто игнорируется. Мое открытое обращение к нему осталось без ответа. 24 декабря с просьбой найти другое место для строительства мечети обратилось к нему уже все духовенство епархии – обращение было единогласно принято на общеепархиальном собрании настоятелей всех церквей области. И вновь – никакой реакции, никакого ответа, никто к мнению православных не желает прислушиваться. Какое взаимопонимание и согласие?

«И от продуманного и ответственного решения и выбора каждого гражданина, в том числе ее (области) коренных жителей — ульяновских мусульман»

– О какой политкоректности и толлерантности идет речь? Не православные русские, основатели и создатели русского же города Симбирска, а мусульмане называются коренными жителями. А русские тогда кто? Заезжие, временные гости, так что ли? Вероятно, кто то так и считает – исходя из того, как к мнению православных русских у нас прислушиваются. А уж о продуманности и ответственности принятого решения я просто умолчу.

«Мы уверены, что возведение мечети Всевышнему рядом с православным собором станет подлинным символом дружбы и взаимоуважения двух равновеликих культур».

– Опять решили все за нас? Девять имамов решили – построим мечеть рядом с собором не взирая на протесты сотни священников, и будет дружба и взаимоуважение! И никто к мнению православных, хотя бы из того же уважения, не желает прислушаться! АЛЛО!!! ПОДПИСАНТЫ!!!! МЫ ПРОТИВ!!!!! СЛЫШИТЕ?!!! Нет, никто не слышит… Не я один, не все православное ульяновское духовенство, а тысячи наших православных сограждан НЕ ХОТЯТ, чтобы соборная мечеть, которая «станет центром притяжения всех мусульман, проживающих в нашем родном крае» строилась рядом со стенами православного собора, в котором будут почивать мощи святого покровителя православных нашего края Блаженного Андрея! Нас кто-нибудь слышит?

«Мы уверены, что возведение мечети Всевышнему рядом с православным собором станет подлинным символом дружбы и взаимоуважения двух равновеликих культур».

– Господа имамы! А мы, православные, совершенно в этом не уверены! Потому что именно вы не желаете слушать и слышать наше мнение! Это напоминает ситуацию, когда человека припирают к углу, держат за грудки и кричат «Будешь меня любить! Будешь меня уважать! А я говорю будешь!». Так уважения не добиваются! Скорее – наоборот. Насильственное, настойчивое, безаппеляционное навязывание нам такого соседства напоминает скорее духовную агрессию, желание «застолбить» свое присутствие в месте, которое уже стало святым для православных ульяновцев. Зачем, с какой целью? Ведь речь идет не просто о строительстве новой мечети, а о строительстве ее ИМЕННО рядом с собром и со Всехсвятским храмом!

И еще вопрос. Адресован он знатокам закона и права. Имеет ли возможность и правовые функции губернатор САМОЛИЧНО раздавать земельные участки в городе, в том числе и под строительство культовых зданий? Насколько мне известно (с собором мы это прошли), выделению участка предшествуют многочисленные узаконенные процедуры. А что в этом случае?

И еще одно. Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Т. Таджуддин является лидером лишь части ульяновской мусульманской уммы. А мнение Председателя Совета муфтиев России, Председателя Духовного управления мусульман Европейской части России Равиля Гайнутдина, который является главой другой части мусульман, кто то спросил? А мнением простых мусульман, заинтересованных в сохранении настоящей дружбы и уважения между ними и православными, кто то поинтересовался?

Организованный визит муфтия Т. Таджуддина и подписание обращения было как бы подключением к конфликту «тяжелой артиллерии». Мы этого не делали, надеялись, что здравый смысл у нашего руководства восторжествует. Однако… Рапорт Управляющего Симбирской и Мелекесской епархией архиепископа Прокла на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о происходящих в Ульяновске событиях в связи с решением местного руководства о строительстве соборной мечети был отправлен в Москву сегодня.

Однако мнение Главы Русской Православной Церкви в этом вопросе уже известно.

В июле во время визита в Архангельск Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Каждый верующий человек должен иметь возможность молиться. Есть одно только обстоятельство, которое нужно обязательно учитывать, — то, что мы всегда учитываем, когда строим наши храмы за рубежом. Мы деликатно относимся к религиозным чувствам большинства. Например, не приходит в голову мысль построить в Арабских Эмиратах православный храм где-нибудь в самом центре города, да еще таких размеров, каких и мечетей нет, хотя технически это сделать возможно. Я думаю, что некоторые конфликты, которые у нас иногда возникают вокруг строительства неправославных храмов, носят этот культурный характер. Поэтому, поддерживая идею наличия необходимых храмов и помещений для религиозной жизни людей, не относящихся к православию, я одновременно призываю всех быть деликатными по отношению к той культурной традиции, которую разделяют большинство граждан России».

протоиерей Алексий Скала