При посещении Ульяновска 24 ноября 2009 года Президент России Дмитрий Медведев поддержал инициативу Правительства Ульяновской области о создании на территории города Ульяновска национального Центра гражданского авиастроения.

Это далеко не случайно. Здесь, в городе на Волге, расположен крупнейший в Европе авиационный завод – ЗАО «Авиастар-СП», а также имеется очень развитая авиационная инфраструктура с международным аэропортом. В ближайшее время ульяновские авиастроители приступают к производству новой продукции – транспортного самолета «Ил-76», возобновляется также производство гордости России – самолета «Ан-124 «Руслан».

В 2009 году, несмотря на мировой финансовый кризис, в ЗАО «Авиастар-СП» удалось полностью сохранить коллектив. Руководство завода прекрасно понимает, что в ближайшей перспективе перед коллективом предприятия встанут грандиозные задачи по техническому перевооружению, модернизации производства, по выпуску новых самолетов. В связи с этим встала задача не только сохранения трудового коллектива, но и привлечения на производство молодых специалистов и квалифицированных рабочих кадров. Поэтому никаких сокращений в течение всего минувшего года на предприятии не было.

Огромную помощь оказала «Федеральная программа поддержки занятости населения». В общественных работах на предприятии было задействовано более 500 человек. Порядка 1000 человек в период падения загрузки обучились новым профессиям и повысили свою квалификацию. За счет программы стажировок в ЗАО «Авиастар-СП» привлекли 162 выпускника высших и средних специальных учебных заведений.

Кроме этого, предприятие взяло уверенный курс на создание новой системы профессиональной подготовки персонала. Например, была организована «Школа мастеров». В течение года здесь провели несколько курсов повышения квалификации для мастеров, охватив, таким образом, более 200 человек. Большое внимание в процессе обучения уделялось Lean-технологиям, которые направлены на снижение издержек производства, повышение его эффективности. После таких курсов каждый мастер сдавал зачет, получал удостоверение. Названное мероприятие принесло большую пользу и будет применяться при ежегодной аттестации.

Совместно с Ульяновским техническим колледжем ЗАО «Авиастар-СП» участвовали в национальной программе «Образование». Подали заявку на участие в этом конкурсе и выиграли грант на получение из федерального бюджета денежных средств в размере 48 млн. рублей для колледжа. Дело в том, что названная программа предусматривала софинансирование со стороны «Авиастара» в размере 10 млн. рублей. На федеральные деньги было закуплено учебное оборудование и высокоскоростные современные станки, которые сегодня востребованы на производстве.

Еще одна задача – создание Ресурсного центра и сокращение времени на адаптацию специалистов, которые выходят из стен учебного заведения. Устроившись работать на «Авиастар», выпускник будет полностью готов к работе на том оборудовании, которое находится в цехах. За счет этого будут сэкономлены денежные средства на обучение специалистов на заводе, на их адаптацию, уменьшение тех ошибок, которые совершают молодые рабочие. Причем, Ресурсный центр будет полезен не только «Авиастару». В рамках создаваемого авиационного кластера здесь предусматривается подготовка специалистов для других промышленных предприятий, которые участвуют в производстве самолетов.

Необходимо также отметить, что в сложный финансовый период прошлого года руководство «Авиастара» ни на копейку не уменьшило свои социальные программы. Более того, были изысканы дополнительные средства, чтобы привести в готовность и открыть детский оздоровительный лагерь «Березка».

Есть еще одна очень серьезная проблема. Мечта большинства молодых людей – это собственное жилье. Первая ласточка уже есть – в прошлом году на ЗАО «Авиастар-СП» был открыт Дом молодежи. По сути, это общежитие, расположенное по проспекту Тюленева, предназначенное для семей в возрасте до 35 лет. В благоустроенных квартирах – санузел, кухня, к услугам проживающих – два лифта, светлые просторные холлы и коридоры. Заблаговременно был проведен весьма серьезный конкурс молодых семей, которые обладали правом проживать в данном общежитии. Работала жилищная комиссия, люди оценивались по заслугам, по перспективам их дальнейшего использования на предприятии. Для строительства здания авиазавод выделил более 200 миллионов рублей.

Молодежь – это будущее «Авиастара». Если взять статистику, то более 30 процентов работающих на предприятии – молодежь в возрасте до 30 лет. Но если не создавать условия для раскрытия их творческого потенциала, желаний, намерений, то ничего путного не получится.

А ведь ульяновские самолеты востребованы на мировом рынке и вполне могут составить конкуренцию ведущим самолетостроительным компаниям. К примеру, «Ту-204». По своей надежности он лучше зарубежных аналогов, тех же «Боингов» и «AirBus». Главная проблема наших авиалайнеров – отсутствие элементарной сети гарантийного и постгарантийного обслуживания. Например, если у «Боинга» сломалась какая-то деталь, то замена производится в течение одного часа. У наших самолетов на это уйдет целый месяц. Поэтому предстоит провести огромную работу по налаживанию сервисного обслуживания российских самолетов.

Прекрасные перспективы есть у транспортных самолетов «Ан-124 «Руслан». Никто в мире не смог построить такие «грузовики». Самолетами с большой грузоподъемностью рынок не заполнен. Поэтому неслучайно принято решение о возобновлении производства этих авиалайнеров на ЗАО «Авиастар-СП».

Кроме решения своих внутренних проблем, предприятие принимает активное участие в общественной жизни района авиастроителей. Понятно, «Авиастар» находится не в вакууме, его окружают различные социальные институты города. Работники авиазавода облагородили сквер имени Антонова, там впервые за много лет заработало освещение.

Александр Дмитриев