Ульяновск стоит на пороге широкомасштабной избирательной кампании. На 14 марта 2010 года назначено проведение выборов главы города и выборов депутатов Городской думы четвёртого созыва.

Как известно, избирательное законодательство в последнее время было подвергнуто серьезному реформированию. О том, насколько существенны произошедшие изменения и как они скажутся на последующих избирательных кампаниях, а также о том, как обстоит ситуация с соблюдением закона в Ульяновской области, говорили участники «круглого стола», прошедшего в редакции газеты «Ульяновская правда». В тот день гостями главного редактора газеты Ирины Арановской стали член Центральной избирательной комиссии РФ, доктор юридических наук, профессор Евгений Колюшин, председатель избирательной комиссии Ульяновской области Юрий Андриенко, член совета по повышению правовой культуры при правительстве Ульяновской области, кандидат юридических наук Светлана Артёмова, молодой представитель науки Алексей Ильин.

АРАНОВСКАЯ: Депутаты Государственной думы приняли значительное количество поправок в Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав …», «О выборах депутатов ГосДумы…» и в целый ряд других законов, связанных с выборами. Каковы главные цели этой реформы?

КОЛЮШИН: Нет, избирательное законодательство реформе как таковой не подвергалось. Коренные изменения коснулись только порядка формирования нижней палаты Российского парламента. Безусловно, среди них есть и весьма интересные…

Так, например, Федеральным законом «Об основных гарантиях…» установлен единый день голосования на выборах – второе воскресенье марта. При этом запасной датой, например, в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа или депутатов, станет второе воскресенье октября. Для России идею сокращения количества избирательных кампаний нельзя назвать новой. Думается, именно с этой целью законодатель уже с 1999 года включил в Закон норму о возможности совмещения дня голосования на выборах различного уровня. Единый день голосования позволит упорядочить выборы по всей стране, приведя их в единую систему.

АРАНОВСКАЯ: Как вы считаете, подобное нововведение не приведет к резкому увеличению числа выборов, проводимых в одно и то же время. Как в этом случае будут справляться со своей работой избирательные комиссии?

АНДРИЕНКО: В законе на этот счет имеется лишь одно ограничение. Не допускается совмещение дней голосования на выборах разного уровня, при котором избирателю придется голосовать одновременно более чем по четырем бюллетеням, за исключением досрочных, повторных или дополнительных выборов. Что касается избирательных комиссий, то, я уверен, что они со своей работой справятся. Избирательная комиссия Ульяновской области всегда окажет им необходимое содействие и помощь.

АРАНОВСКАЯ: Очень часто кандидаты проводят свою избирательную кампанию на грани фола, а то и откровенно нарушают закон. Как вы считаете, можно ли добиться того, чтобы выборы проходили без нарушений?

КОЛЮШИН: В арсенале избирательных комиссий и правоохранительных органов достаточно средств для привлечения нарушителей не только к административной, но и уголовной ответственности. Кроме того, в законе вновь появилась такая мера ответственности кандидата, как вынесение ему предупреждения. Это право предоставлено соответствующей избирательной комиссии. Эффективность этой меры ответственности заключается в том, что информация о вынесении кандидату предупреждения доводится через СМИ до сведения избирателей. Это серьезный удар по репутации кандидата.

АРТЁМОВА: Судя по всему, наша страна очень хорошо восприняла демократию. Но, как мне кажется, есть и обратная сторона медали: демократия у нас очень молодая, и многие воспринимают её как вседозволенность, и к её правовому осмыслению мы ещё не готовы. В нашем субъекте по инициативе губернатора был создан Совет по повышению правовой культуры. Мы реализуем целый комплекс мероприятий и придерживаемся мнения, что правовую грамотность нужно начинать прививать уже со школы и, возможно, даже с детского сада. Мы хотим охватить своей работой как можно больше молодежи и понимаем, что воспитание правовой культуры должно быть не разовым мероприятием, а системой. В этом отношении самый рациональный вариант – это введение в образовательный процесс предмета правоведения или основ правовой грамотности. Но, как вы понимаете, данный вопрос может быть решен только на федеральном уровне. В контексте этого разговора хотелось бы узнать отношение московского гостя к проблеме правового воспитания подрастающего поколения.

АРАНОВСКАЯ: Действительно, нужно ли обучать правовой грамотности в избирательных отношениях?

КОЛЮШИН: Убеждён, что заниматься правовым просвещением необходимо. Грамотность в любой сфере – это, конечно же, большой плюс. Но, как ни странно, у неё есть и минусы. Например, мы обратили внимание на то, что уровень явки сельских жителей почти всегда выше, чем у городских, хотя, по сути, городские жители разбираются в праве лучше, чем сельские. Более того, в городах больше так называемых «чёрных» технологий, хотя законы там опять же знают лучше. Даже политтехнологи порой строят свою работу на «дырах» в законе. Поэтому нам стоит понять, что прямой корреляции между уровнем правовой грамотности и демократичностью выборов, на мой взгляд, нет. Эти отношения гораздо сложнее.

АРАНОВСКАЯ: Евгений Иванович, во время своего визита в Ульяновск вы, как член Центризбиркома, встречались с представителями политических партий области. Каковы ваши впечатления от этой встречи?

КОЛЮШИН: В целом у меня сложилось положительное впечатление, хотя не стану отрицать, что проблемы всё же есть. Прежде всего, необходимо решить вопрос с незаконными газетами. Также я посоветовал ульяновцам со всеми жалобами обращаться в суд – потому что только в этом случае виновных можно будет наказать. Согласен и с тем, что на пути кандидатов-самовыдвиженцев стоит слишком много формальностей, но на сегодняшний день все они вписываются в рамки закона. Я уже выступал с инициативой упростить процедуру регистрации, но пока она не встретила должной поддержки. Думаю, над этим вопросом мы ещё будем работать.

АРТЁМОВА: Мне тоже довелось поработать в рамках этой встречи. Я услышала много достаточно эмоциональных и даже жестких высказываний. Хотелось бы, чтобы они еще были в правовом поле… Думаю, и здесь есть проблема с повышением правовой культуры.

КОЛЮШИН: Главная проблема в том, что выборы — это политический процесс. Что бы ни говорили, даже выборы сельского главы – это уже политика, потому что на определённой территории приведено в движение большое количество людей. Но выборы должны проходить по правилам, установленным законом, и мы должны оценивать их с правовой точки зрения. Между тем партии порой забывают об этом и смотрят на выборы как на чисто политический процесс.

АРТЁМОВА: В Москве под эгидой кафедры конституционного права МГУ и Конституционного суда России создается Межрегиональная ассоциация конституционалистов России, и нам поступило лестное предложение создать в Ульяновской области региональное отделение данной ассоциации. Это значимо и важно для нашего субъекта и, думаю, станет нам существенным подспорьем в вопросах продвижения правового просвещения. Идею создания регионального отделения конституционалистов России поддержали многие представители власти Ульяновской области, за что им огромное спасибо. Это администрация области и, в частности, правовой департамента, заместитель председателя правительства области Татьяна Дейкун, заместитель председателя Законодательного собрания Тамара Дмитриева, председатель совета муниципальных образований Ульяновской области Марина Беспалова и ряд других лиц и представителей науки. Очень хотелось бы надеяться на помощь и поддержку и со стороны федеральной доктрины.

КОЛЮШИН: Мы будем рады оказать вам содействие. Думаю, наше сотрудничество и наша дружба дадут позитивные результаты.

ИЛЬИН: Как вы думаете, есть ли необходимость регулирования выборов в органы государственной власти субъектов РФ иными актами, кроме федеральных?

КОЛЮШИН: В целом при хорошем раскладе – это прерогатива федерального законодателя, хотя практика складывается иначе. Однако есть надежда, что все-таки будет принят федеральный избирательный кодекс. Это значительно изменит ситуацию к лучшему, снимет большое количество вопросов. Кроме того, в этом году Верховный суд России наконец пообещал провести пленум по рассмотрению избирательных споров, что будет способствовать единообразию применения законодательства. Думаю, с точки зрения правового подхода, это очень важно.

АРАНОВСКАЯ: Что вы ждете от предстоящих выборов?

АНДРИЕНКО: Достойных показателей явки избирателей, убедительных результатов выборов, избрания легитимной власти. Ну а избирательные комиссии, как и прежде, приложат максимум усилий для того, чтобы четко справиться со своей задачей. Я верю, что выборы на территории Ульяновска пройдут без нареканий, в строгом соответствии с действующим законодательством.