22 февраля 2010 года исполнилось 125 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Архангельского, талантливого художника, краеведа, этнографа, коллекционера, передового педагога, истинного патриота Симбирского-Ульяновского края, а ещё, как говорили те, кто хорошо знал Дмитрия Ивановича, – «святого человека».
В Музее-мемориале В.И. Ленина есть бесценный личный архив художника, переданный на вечное хранение его внучкой Натальей Андреевной Мешалкиной. Это многочисленные записи автобиографического характера, сделанные рукой художника. Но сведения о родителях, о своей семье крайне скупы и вызывают множество вопросов. Изучение метрических книг, клировых ведомостей, формулярных списков и других источников помогло выявить много нового, любопытного, а порой и неожиданного.
Одной из главных причин, побудивших Архангельского скрывать свою подлинную родословную, явились развернувшиеся в 1920–30-е годы гонения на церковь: принадлежность к духовенству стала основанием для преследований.
В фонде Симбирской духовной консистории хранится 49 справочных листов на Архангельских – лиц духовного звания, многие из которых состояли в родстве с Дмитрием Ивановичем.
Открываем первую из сохранившихся метрических книг Сергиевской церкви села Таволжанка Карсунского уезда, которая начинается с 7 января 1837 года. Запись от 10 февраля гласит, что в этот день в Козмодемьянской церкви села Соплёвка Карсунского уезда венчались пономарь с. Таволжанка Василий Яковлевич Архангельский и дочь священника села Соплёвка Ерофея Дмитриева – Агафья.
24 декабря 1837 года в молодой семье родился первенец – сын Стефан, а 20 марта 1839 года родители и восприемники крестили второго ребёнка – дочь Александру. Ещё два года спустя, 26 марта 1841 года, на свет появился сын Иван, будущий отец Дмитрия Ивановича Архангельского.
В 1851 году Иван поступил в Симбирское духовное уездное училище. После публичных испытаний и получения свидетельства, в котором отмечались успехи в учёбе и поведении как «весьма хорошие», Иван Архангельский был уволен из среднего отделения училища «по собственному желанию и по прошению родителей». 22 марта 1858 года он «определён в число канцелярских служащих Симбирской Духовной консистории». Формулярный список чётко фиксирует его продвижение по службе и произведение в чины: с февраля 1863 года определён в письмоводители при Его Преосвященстве Евгении, в мае 1871 года произведён за заслуги в коллежские регистраторы, в апреле 1874 года – в губернские секретари, с сентября 1875 года определён на должность регистратора консистории.
Служебная карьера складывается успешно, пришло время задуматься о создании семьи. 11 января 1876 года во Владимирской церкви г. Симбирска (на ул. Спасской) состоялось бракосочетание Ивана Васильевича Архангельского с Марией Александровной Прибыловской. Жених старше своей избранницы на 14 лет.
Она – дочь покойного священника Всехсвятской церкви Александра Петровича Прибыловского и его жены Ольги Николаевны. Кстати, у бабушки невесты снимали квартиру Ульяновы по приезде в Симбирск из Нижнего Новгорода.
И вот уже 23 января 1878 года в Николаевской церкви г. Симбирска супруги крестят своего первого ребёнка – дочь Анну. 24 апреля 1880 года родилась вторая дочь – Ольга, и через несколько месяцев семья переселяется в собственное домовладение на Шатальной, которое приобретено за 500 рублей у протоиерея Якова Игнатьевича Разумовского. В купчей крепости указано имя собственника: Архангельская Мария Александровна, жена титулярного советника.
И снова радостное событие: 30 июня 1882 года родился сын Александр. Просторный, уютный дом, наполненный звонкими детскими голосами, заботливая, хозяйственная жена, размеренный, разумный семейный уклад, стабильный доход, позволявший Ивану Васильевичу достойно содержать семью. Казалось, ничто не предвещало беды. И вдруг зловещий январь 1883 года унёс жизни любимых детей: 11 января от дифтерита умирает пятилетняя Анна, 14 января – полугодовалый Александр, 26 января – Ольга. Семья осиротела.
Ивану Васильевичу почти 42 года. В ноябре 1882 года он определён секретарём при Его Преосвященстве Варсонофии, епископе Симбирском и Сызранском, произведён в коллежские асессоры. Этот чин, равный капитану, ценился очень высоко, достичь его было нелегко даже дворянину. Жизнь продолжается…
И снова в дом Архангельских приходит счастье: 10 февраля 1885 года родился сын Дмитрий, а 8 мая 1886 года – дочь Елена. Крестили детей в Воскресенской церкви. Существуют разночтения в дате рождения Дмитрия Ивановича. Он родился 10 февраля по старому стилю. В XIX веке разница в стилях составляла 12 дней, а не 13, как в XX веке. Поэтому дата рождения Д.И. Архангельского по новому стилю – 22 февраля. Но сам Дмитрий Иванович, его родные и близкие считали днём его рождения 23 февраля.
27 января 1887 года И.В. Архангельский произведён за выслугу лет в надворные советники: чин VII класса, равный подполковнику. В 1893 году Иван Васильевич, «согласно прошению по слабости здоровья», уволен в отставку.
Дети подрастали. Сохранилось свидетельство, выданное Дмитрию Архангельскому по окончании полного курса учения в Духовном училище 4 июля 1899 года, в котором указано, что он признан достойным перевода в 1-й класс Духовной семинарии. Здесь он обучался с августа 1899 года по июнь 1906 года. По окончании семинарии занимался частными уроками по латыни, а 12 октября подал прошение в правление семинарии: «Имею честь просить Правление семинарии о том, чтобы оно предоставило мне уроки рисования и живописи в семинарии с платою 120 руб. в год. О своём праве занять их я имею свидетельство от художника Императорской Академии художеств П.И. Пузыревского. Упомянутое свидетельство прилагаю к прошению. Окончивший курс Симбирской Духовной семинарии Дмитрий Архангельский».
Правление семинарии рассмотрело прошение и признало занятие живописью в высокой степени полезным для воспитанников. Было принято решение поручить Дмитрию Архангельскому вести в семинарии во внеклассное время занятия рисованием и живописью на «выраженных им условиях».
А вскоре, 11 января 1908 года, в Воскресенской церкви состоялось бракосочетание учителя Симбирской Воскресенской церковноприходской школы Дмитрия Ивановича Архангельского с дочерью надворного советника Надеждой Павловной Гумилевской.
Поиск сведений о семье Гумилевских долго не приносил никаких результатов. Неоценимую помощь оказали директор Национального архива республики Татарстан Л.В. Горохова и начальник отдела использования и публикации документов О.В. Федотова. В результате поисков были получены сведения о Павле Иосифовиче Гумилевском, отце Надежды Павловны.
Родился Павел 12 декабря 1847 года в семье священника Христорождественской церкви села Матвеевка Спасского уезда Казанской губернии Иосифа Тимофеевича Гумилевского и его жены Александры Ивановны.
Окончил Казанскую духовную семинарию и в 1872 году зачислен на I курс медицинского факультета Казанского университета, но через год перевёлся на юридический факультет.
28 января 1877 года в Крестовоздвиженской церкви при Казанском университете студент Павел Иосифович Гумилевский, 29-ти лет, сочетался первым браком с Евгенией Павловной Ушаковой, 20-ти лет.
В 1877 году, окончив полный курс наук в императорском Казанском университете, Гумилевский подал прошение об определении его на службу в канцелярию Симбирского губернатора. Среди документов, представленных им, свидетельство Казанской Духовной консистории о принадлежности Гумилевского к званию потомственного почётного гражданина. Это привилегированное звание присваивалось детям православного духовенства при условии получения ими высшего или среднего духовного образования с отличием.
4 июля 1877 года П.И. Гумилевский приступил к службе в канцелярии Симбирского губернатора. Он был определён кандидатом на судебные должности при прокуроре Симбирского окружного суда. 12 июля 1878 года у Павла Иосифовича и его законной жены Евгении Павловны родилась дочь Надежда, будущая жена Д.И. Архангельского. Крестили её в Воскресенской церкви 16 июля.
Жилось молодой семье трудно. Это видно из переписки директора Симбирской мужской классической гимназии с попечителем Казанского учебного округа об определении Гумилевского на должность воспитателя пансиона. Говорится о высокой нравственности Павла Иосифовича и о том, что он находится в крайне тяжёлом материальном положении: работая более года кандидатом на судебные должности в Симбирском окружном суде, он не получает никакого содержания.
В апреле 1882 года, после успешно сданных экзаменов, Павел Иосифович удостоен звания воспитателя гимназии и прогимназии. К этому времени он – отец троих детей: 23 апреля 1880 года родилась дочь Вера, ровно через год – сын Николай. Крестили младенце в Воскресенской церкви. Восприемником Николая указан титулярный советник Иван Васильевич Архангельский. Дети рождались ежегодно.
К ноябрю 1884 года их уже шестеро: возможно, поэтому П.И. Гумилевский снова ищет более высокооплачиваемую службу.
С 26 июля 1885 года он вступил в должность податного инспектора 3-го участка – Курмышского и Ардатовского уездов – и вместе с семьёй переехал на жительство в Ардатов. На этой должности он дослужился до чина надворного советника и в 1892 году по болезни ушёл в отставку, после чего Гумилевские вернулись в Симбирск.
5 февраля 1910 года во Владимирской церкви состоялось отпевание надворного советника П.И. Гумилевского, умершего в возрасте 63 лет от чахотки.
Семья Гумилевских была многочисленной. Из 16 детей взрослости достигли только 6 человек, в том числе старшая дочь – Надежда Павловна. Она с отличием окончила прогимназию, около 10 лет работала учительницей в Майкопе, затем вернулась в Симбирск. С Дмитрием она была знакома с детства. Дружба переросла в любовь, и, как уже говорилось, 11 января 1908 года состоялась свадьба. Возникла новая семья, которая будет на редкость прочной – на протяжении счастливых 54 лет.
27 февраля 1909 года родилась дочь Галя. Интересно, что её восприемником был воспитанник IV класса Симбирской классической гимназии Николай Павлович Гумилевский, брат Надежды Павловны. Впоследствии он заведовал родильным домом в Новосибирске, там 2 апреля 1956 года родилась внучка Галины Дмитриевны Танечка. Вторым ребёнком Дмитрия Ивановича была дочь Нонна. Она родилась 25 июля 1910 года.
Семья снимала квартиру на Старом Венце. Когда в 1912 году после тяжёлой болезни в возрасте 58 лет скончалась мать художника – Мария Александровна Архангельская, в права наследства дома с приусадебным участком на ул. Шатальной вступили Дмитрий Иванович и его сестра Елена Ивановна.
14 марта 1915 года от кровоизлияния в мозг в возрасте 74 лет умер Иван Васильевич Архангельский. Елена Ивановна в это время жила в другом городе. Дмитрий Иванович с семьёй переехал в родительский дом на Шатальной. В этом доме на Шатальной Архангельские пережили радости и печали, счастье встреч и горечь утрат.
В конце лета 1934 года семья покинула Ульяновск. По официальной версии Д.И. Архангельскому как передовому талантливому педагогу-методисту Наркомпрос предложил на выбор три места работы: Москва, Ясная Поляна и школа-колония «Бодрая жизнь» им. С. Шацкого в селе Обнинское Калужской области. Он сам выбрал школу им. Шацкого, где традиционно высоко было поставлено эстетическое воспитание, решив, что это именно то, что ему нужно. Но, думается, что для переезда были более веские причины.
В письме П.Е. Корнилова от 31 мая 1937 года Архангельскому есть такие строки: «Наверное, нелегко было сняться с родных мест, бросить насиженное место на Шатальной с яблонями, вишнями. Видно, стало невмоготу…» В 1951 году Надежда Павловна писала Наталье Алексеевне Пластовой: «Ульяновск, Волга и наш дом – это наша тайная рана, не заживающая…».
Татьяна Юрьевна Пластова во вступительной статье к альбому «Архангельский» пишет: «Судьба Архангельского в начале тридцатых годов резко меняется. Опасаясь за судьбу семьи (времена наступали тревожные, а он был в городе человеком известным и заметным), он уезжает в Калужскую область преподавать рисование в школе «Бодрая жизнь».
49 лет Дмитрий Иванович Архангельский прожил в родном городе. Он стал первым художником-летописцем Симбирска, оставил потомству память о старом Симбирске в своих правдивых и живых акварелях. Глазами внимательными и любящими запечатлел он родной город. «Но, – как справедливо отмечает Т. Пластова, – не только творчество, а сам облик этого Человека, Художника, Учителя, Подвижника, Праведника, в самом высоком русском смысле этого слова, путь его жизни представляют сегодня для нас несомненную ценность нравственного примера».
Валентина Костягина