В Ульяновском областном краеведческом музее имени И.А.Гончарова начался новый цикл занятий с детьми с ограниченными возможностями по образовательной программе «Реабилитация сквозь культурную призму музея».
Программа предусматривает вовлечение детей и подростков с ограниченными возможностями в процесс социокультурной реабилитации. В результате занятий дети получают базовые навыки музейных профессий, знания по краеведению. Это помогает им полноценно влиться в современное общество.
С 2005 года краеведческий музей сотрудничает с реабилитационным центром «Подсолнух» и проводит работу с детьми с ограниченными возможностями. Была разработана экспериментальная программа для слабовидящих детей «Руками трогать обязательно!». Она дополняется методами работы с детьми с последствиями ДЦП и задержкой психического развития в условиях выставки и выездных форм работы.
Работы, проводящиеся на протяжении вот уже 5 лет, имеют очень плодотворные результаты. Воспитанники реабилитационного центра в свободное время в увлекательной форме приобретают новые знания по природному краеведению, учатся обрабатывать информацию, знакомятся с музеем через регулярное посещение его выставок, получают собственное место для занятий. Сотрудники музея выезжают в реабилитационный центр с увлекательными занятиями на краеведческую тему.
Сейчас музейные педагоги предлагают комплекс занятий по социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в современное общество через музей. Эти занятия основаны на взаимодействии музейного педагога, психолога, педагогов реабилитационных центров и родителей в рамках реализации программы «Волонтёрское движение в краеведческом музее». Цель данных занятий это дать представление и научить основам следующих музейных специальностей: смотрителя, хранителя и экскурсовода.
У детей-инвалидов снижен уровень эмоционального восприятия, а игровые приемы могут значительно расширить его диапазон. Группу необходимо было создать, научить детей общаться между собой и с педагогами. Музейное образование предполагает не только получение набора сведений, но и применение их, включая способность принимать решения.
Группой детей с диагнозом ДЦП была подготовлена и проведена экскурсия «Животный и растительный мир края». Работа заняла полгода с интенсивностью занятий – один раз в неделю. За это время воспитанники получили навыки работы в группе: умение выслушивать рассказы друг друга, после задавать вопросы (использование элементов анализа текста), самостоятельно вести пересказ и вести экскурсию.
Источник информации: Департамент культуры и архивного дела Ульяновской области