Новый проект краеведческого музея помогает вспомнить ароматы прошлых лет и узнать секреты красоты модниц всех времен.

Отечественная парфюмерия имеет свою многолетнюю историю. И, конечно же, начало ей положил француз. Имя ему — Анри Брокар. Этот известный французский парфюмер прибыл в Россию в 1861 году, а в 1864 году основал в Москве фабрику, известную и поныне под названием «Новая заря». В истории успеха Анри Брокара, как всегда, «шерше ля фам» — «ищите женщину». Многим в своей работе основатель российской парфюмерии обязан супруге Шарлотте. Бельгийка по происхождению, родившаяся в России, она была очень хорошо знакома с нашей культурой. Валентин Пикуль в рассказе «Душистая симфония жизни» пишет: «Брокары открыли второй магазин на Биржевой площади, и тут пришлось звать полицию, ибо громадная толпа угрожала разрушить двери и разбить витрины, чтобы проломиться до прилавка. Дело в том, что Шарлотта Андреевна придумала небывалый сюрприз. Всего за один рубль продавались “наборы”: в элегантной коробке были уложены сразу десять парфюмерных изделий с одинаковыми ароматами (духи, одеколон, пудра, кремы, саше, помады и прочее). Успели продать только две тысячи “наборов”, после чего полиция, вся в запарке, велела закрыть магазин, не в силах справиться с напиравшей толпой».

Однако сперва на фабрике, открытой Брокаром в России, выпускали вовсе не парфюмы, а… парфюмированное мыло. В то время мыло было дефицитом. Мыло Брокара имело необычную форму, например шарообразную или с напечатанными русскими буквами – для детей. Затем для общественности был установлен фонтан из одеколона, в который любой человек мог бесплатно окунуть платок – так было положено начало грандиозному успеху империи Брокара. Духи «Новой зари» были отменного качества и поставлялись на продажу во многие страны Европы. К сожалению, революция 1917 года положила конец империи Брокара, но его фабрика «Новая заря» продолжает существовать.

Самым знаменитым детищем Брокара стал парфюм «Любимый букет Императрицы», вышедший в свет в 1913 году. В наши дни он известен под названием «Красная Москва». Эти духи созданы специально для Великой княгини Марии Александровны – последней русской императрицы. Однако, хотя «Красная Москва» и подается как тот самый «Букет», есть мнение, что это не совсем так. Дело в том, что кроме Брокара никто не знал точного состава «Букета», и после его смерти точный аналог так и не был найден – он унес его с собой в могилу.

Бутылочки и коробочки из-под продукции Брокара представлены на выставке краеведческого музея «И ностальгии аромат…» Много здесь и другой продукции, некогда приводившей в трепет дам, а сейчас – историков и любителей антиквариата. Избалованным сотнями видов косметических средств самого разного назначения трудно представить, что когда-то главным шиком считался… вазелин. А лучшим помощником в деле сохранения молодости – кольд-крем: смесь из борной кислоты, воска, розовой воды и спермацета (жира кашалота). После революции пределом мечтания модниц была продукция компании «ТэЖэ“ — ее тоже можно увидеть в экспозиции. В 1918 году все городские мыловарни, парфюмерные и косметические фабрики, желающие расширить номенклатуру, объединили в трест “Жиркость”. Позднее это неприятное название получило сокращение на французский манер. Во времена НЭПа по Петербургу гуляло выражение:“На губах “ТэЖэ”, на щеках “ТэЖе”, целовать куда же?»

Ностальгией и временем наших бабушек веет от пудры «Кармен», одеколона с резиновой грушей – пульверизатором, лосьона «Огуречный», позже дискредитированного советскими любителями копеечной выпивки. Многие из нас помнят, какой магией звучали названия «Быть может», «Желаю счастья», «Пани Валевска», не говоря уже о «Фиджи», «Диориссимо», «Мажи Нуар». Жаль, понюхать старые флаконы нельзя. Да и не имеет смысла — ароматы не живут дольше двух лет.