Внимательно отслеживаю дискуссию, развернувшуюся по итогам муниципальных выборов, прошедших в Ульяновске 14 марта. Есть повод задаться над двумя простыми вопросами, почему же «Единая Россия» выступила столь результативно, а оппозиция в лице традиционной тройки СР, ЛДПР и конечно же КПРФ так провально.

Итак, какова самая главная причина победы любой политической силы на выборах…? По сути, побеждает тот, кто сумел уловить, распознать, вербализировать запрос общества, избирателей, кто смог предложить свое видение будущего, кто обозначил цели, и, что самое главное, механизмы и средства их достижения.

Как правило, такие картины «желаемого завтра» материализуются в предвыборных программах политических партий, выдвигающих своих кандидатов на выборы. Идеи, концепты вербализируется в лозунгах, слоганах и иных формах внешнего выражения.

Мой первый тезис – Единая Россия в Ульяновске сумела наиболее адекватно удовлетворить политический спрос со стороны избирателя, представив ему именно то, что он хотел услышать, то что хотел видеть реализованным на практике.

Смотрите – если открыть предвыборную программу региональной ЛДПР в 8 (!!!) абзацев, или местных эсеров, кои уложились в 12, то можно увидеть, что фактически региональные идеологи этих политических сил откровенно «сфилонили», не посчитали нужным уделить время формулировкам, логике, цельности своих программных документов. Это свидетельствует о том, что ставка была сделана «оппозицией» на так называемые внешние эффекты, но об этом чуть позже.

По-сути только единороссы предложили горожанам тему «Ульяновск – вперёд!», тему нового импульса развития города, нового облика, прорывных проектов. Прошедший в регионе Форум «Стратегия 2020», и работа в рамках его подготовки по «аудиту» интеллектуальной элиты города, перспективной молодежи создал тренд на стратегическое видение, поиск некой объединяющей идеи, образа… она была найдена «Ульяновск – город в котором хочется жить!».

ЕР предложила то, что никто не смог предложить, ни справедливороссы с их идеей абстрактной справедливости, ни ЛДПР с их набором общих фраз.

Далее, мало кто отметил, что партия провела фактически «кадровую чистку», существенно обновила свою команду депутатов. Был простой и удобный многим вариант из серии «не будем ссориться», на выборы депутатов могли выйти те же самые фигуры, которые заседали в ней в третьем созыве, выйти в полном объеме. Однако же этого не произошло, праймериз, как весьма эффективный механизм отбора лучших и эффективных сработал почти идеально (отметим, что как механизм и инструмент он будет совершенствоваться значительно, всему необходимо свое время). Праймериз фактически запустили эффект партийной мобилизации, актуализировал состав членов, готовых на реальное участие в жизни партии. Это было крайне необходимо в преддверии подготовки и проведения выборов: завязавшиеся коммуникативные связи между рядовыми партийцами и поддерживаемыми ими на праймериз кандидатами послужили хорошим подспорьем при агитации и обеспечении явки на выборах.

Огромный вклад в достижении успеха сыграли и новые подходы к ведению единой избирательной кампании: вместо разрозненных, хаотичных, несогласованных кампаний 35 кандидатов, была проведена одна – с общим стилем агитационно-пропагандистких материалов, с общими стандартами проведения публичных мероприятий. Горожане могли видеть, что идет не просто «вал» случайных людей, рыскающих в электоральный период за шальной добычей, идет единая команда, с общими целями, с общим настроем на конструктивную работу во благо всего города.

Избиратель стал более прагматичен, ему стал нужен именно «полезный депутат», тот, кто реально может что-то сделать, кто может влиять на процессы, используя властный ресурс. И здесь как нигде либо преимущества единой команды, поддерживаемой основными политическими силами региона (губернатор, законодательное собрание) были видны всем, и избирателю в первую очередь.

Существенно помогли единороссам выиграть выборы и «креативные товарищи» из стана так называемой оппозиции.

ЛДПР

Здесь стратегия кампании была очень экзотической:

– во-первых первое, что сделало большинство кандидатов от этой партии, так это старательно от нее отрешились. Ни символики ЛДПР, ни ее «фирменных» цветов, ни речёвок единственной «звезды» партии Жириновского использовано не было, и это был сознательный выбор «стратегов» избирательной кампании жириновцев. Фактически, многие поклонники сына юриста в нашем городе так и не узнали, что по их округу шел еще и кандидат от ЛДПР;

– во-вторых, по наиболее перспективным округам ЛДПР применило тактику «острых провокаций» и акцента на внешнем антураже: тут тебе и Яхин с комичными историями вроде попыток «самого себя шантажировать шокирующими газетами», конфетами на 8 марта, побегами от милиции и т.п., и округ Аверьянова с провокационными анонимными агитками «Сделаем из нашего района татарскую автономию» (с фотографией Айзатуллиной), да и сам главный сокол Жириновского – Бударин в красной куртке, с симпатичными агитками, и бесплатными юридическими консультациями как не платить за квартиру лишнего.

Близка к указанным выше была и компания как бы не ЛДПРовца «трезвого депутата» Кадермятова (забавно было наблюдать как его агитационные материалы, стиль, темы, непонятные значки непонятных движений городских были неотличимы по задумке от агиток Яхина). Авторы избирательной компании этого кандидата всерьез рассчитывали, что эпатаж «трезвенника» (завуалированное противопоставление кандидату-оппоненту) – это все, что нужно для победы.

Если резюмировать итог, то можно скзать что политтехнологи предложили избирателям красивую обертку, фантик без конфеты внутри, без содержания и смысла. Эффект барабана, слышно громко и далеко, но вот джаз не сыграешь.

СР

Региональное отделение «Справедливой России» за пять лет так и не определили и не нашли свое электоральное поле, свой стиль позиционирования: то ли «вторая нога» власти, то ли оппозиция, то ли что-то усредненное. Не учли справедливороссы и аксиомы о том, что «административный ресурс – вещь неделимая, и не распределяемая», его не растащишь по кусочкам, не урвешь с края общего стола, он должен быть сосредоточен в одном кулаке.

Подлило масла в огонь и последние метания лидера партии – Миронова, которому совсем не подходит тога Аристотеля, сказавшего как-то свое знаменитое «Платон мне друг, но истина дороже». Публичная фраза о том, что я не поддерживаю Путина – стоила очень больших репутационных издержек.

Итог плачевен, как никогда. Мало кому до недавней поры известный Бинеман похоже навсегда уже заглушил звон справедливого телефона в городе Ульяновске.

КПРФ

Откровенно не хочется повторяться насчет этой авторитетной партии. Кандидаты «от Герасимова» в их списке явно пошатнули репутацию честной и принципиальной партии. Тактика предвыборной борьбы же новоиспеченного сторонника идей коммунизма Рябова Алексея явно диссонировала с общим фоном и традициями коммунистов. Думается, что традиционный электорат партии был немного «в шоке» он напора главного инженера УМЗ-2. Одним словом – ну нельзя же давать панку играть на электрогитаре на концерте симфонической музыки – можно и аудиторию потерять.

Куринный Алексей. Основной рефрен всей его избирательной кампании можно сжать до одного смысла, до одного слова – «Долой!». Лаконичные 5 тезисов программы, скромная агитация, пламенные речи и все. Задача проста, как у белорусского партизана в войну – заложит гранату под рельсы, и скрыться.

Фактически, если кто отметил, у Алексея не было ничего того, что он мог бы предложить избирателю, кроме своей «голой» харизмы: ни внятной программы, ни команды единомышленников, ни экспертной поддержки – ничего, что позволило бы ожидать чего-то серьезного от этого человека на посту главы города.

Особенно хотелось бы остановиться на явке. Лидер КПРФ в регионе А. Кругликов сейчас пытается поставить под сомнение легитимность выборов из-за их якобы низкой явки…советуем Александру Леонидовичу позвонить своим коллегам по партии в Иркутске, где при явке в 33, 4% побелил Мэр, выдвинутый КПРФ, и попытаться убедить тамошних коммунистов что выборы и там следует признать не вполне легитимными.

Александр Леонидович остается только пожелать не пытаться построить мину при плохой игре («плохому политику всегда явка мешает»), а также изучать успешный опыт своих коллег в Карелии, Курганской области и конечно же в Иркутске.