Первый заместитель председателя правительства Ульяновской области единоросс Александр Пинков стал мэром Ульяновска голосами 15% избирателей: явка на выборах была около 34%
Елена Мангилева
По предварительным данным облизбиркома (окончательные итоги сегодня огласит горизбирком), за Пинкова проголосовало 39,15% жителей города. По прогнозам «Единой России», ее кандидат должен был получить 42-45% голосов.
Явка на выборах оказалась рекордно низкой, отмечают все опрошенные «Ведомостями» кандидаты и представители партий. По данным облизбиркома на 20 часов 14 марта (время закрытия участков), проголосовало 32,45% избирателей из 525 663. Данные горизбиркома на 16 часов 15 марта — 33,77%. «Получается, что за Пинкова голосовало всего 10-15% избирателей», — говорит первый секретарь обкома КПРФ Александр Кругликов. «При явке в 50% мы могли бы выиграть», — добавляет занявший второе место кандидат коммунистов Алексей Куринный.
«Мы не считаем явку супернизкой», — говорит руководитель исполкома регионального отделения «Единой России» Дмитрий Травкин. Сравнивать с выборами мэра в декабре 2004 г., когда явка составила 51%, некорректно, считает он: «Тогда люди пришли на выборы губернатора».
Явка — это ответ избирателей на откровенное использование административного ресурса, считает ульяновский политолог Нина Дергунова. «Фактически она [явка] означает мнение избирателей «нам противно идти на выборы», — говорит она. Кругликов и председатель совета регионального отделения «Справедливой России» Николай Доронин с Дергуновой согласны. По словам Кругликова, ни одна из партий не использовала столь мощные административные и информационные ресурсы. Пинков даже не уходил в положенный по закону на период предвыборной агитации отпуск, «а навязчиво использовал свое положение», каждый день появляясь на телеэкранах, говорит Кругликов. «Власть фактически нарушает законы, которые принимает», — вторит ему Дергунова. «Пинков как лицо, замещающее государственную должность, имел право не уходить в отпуск на время предвыборной агитации — в законе это право прописано. А если коммунисты хотят, то пусть подают в суд», — возражает Травкин. КПРФ этим и займется в течение положенных по закону 14 дней после выборов, обещает Кругликов. «Мы собираемся оспорить выборы мэра и выборы депутатов гордумы по нескольким округам», — сказал он. Назвать округа, где коммунисты считают себя несправедливо проигравшими, ульяновский лидер КПРФ затруднился.
Впервые коммунисты в Ульяновске лишились права голоса в городской думе (в предыдущем составе у них был один депутат). Теперь 31 из 35 мест получили единороссы, два места — у эсеров, два — у ЛДПР. Но ни «Справедливая Россия», ни либерал-демократы оспаривать итоги выборов не собираются. По словам регионального лидера ЛДПР кандидата в мэры Геннадия Бударина, ожидания партии на прошедших выборах практически сбылись: «В гордуме планировали получить три мандата, но получили два. Я хотел получить третье место на выборах мэра — получил четвертое». «На 99,9% уверен, что итоги выборов все суды признают действительными», — говорит Куринный.
Эсеры и коммунисты отмечают, что их радуют голоса избирателей, полученные их кандидатами на пост городского главы. Это реальное отношение людей к партиям, считают Доронин и Кругликов.
Только 40% избирателей поддерживают «Единую Россию»; уменьшилось доверие к ЛДПР и «Справедливой России» — «люди понимают, что эти партии всего лишь играют в оппозицию», считает Дергунова. По ее мнению, рейтинг КПРФ поднимается на этом фоне: «Население недовольно мерами, которые принимали единороссы в кризис, отсюда и сочувственное восприятие к достаточно резким высказываниям коммунистов».