Народный артист РФ, актер театра и кино, преподаватель актерского мастерства в знаменитом ГИТИСе Алексей Шейнин в марте возглавил кафедру актерского искусства ФКИ УлГУ и в новом учебном году будет набирать собственный курс.

В январе ушел из жизни прежний заведующий кафедрой актерского искусства, замечательный педагог, народный артист РФ профессор Борис Александров. Руководство Ульяновского госуниверситета предложило Алексею Шейнину сотрудничество с вузом, на которое он откликнулся. Приехал в УлГУ, пообщался с педагогами и студентами, посетил занятия. Увиденное впечатлило столичного гостя, и он согласился у нас работать. Не отказал он и в интервью “Вестнику”.

– Алексей Игоревич, вы давно преподаете в ГИТИСе?

– Четыре года. Раньше времени не хватало, играл по 30 спектаклей в месяц, много ездил, а со студентами нельзя наспех заниматься. Педагогика и актерская профессия – очень ответственное и серьезное дело, ведь мы готовим себе смену.

– По какому принципу работаете со студентами?

– Во-первых, набирать необходимо людей, если не талантливых, то обязательно способных. Во-вторых, надо постараться сохранить эти природные способности и не “ломать”. Иногда попадаются такие замечательные ребята, что думаю: “Только бы не испортить”, а некоторые педагоги их принципиально “загоняют” в рамки. Еще нужно учить раскрепощаться и общаться с партнером, от отношений с коллегой по сцене и сыгранности многое зависит. Готовить к успеху и неудачам, которые трудно прогнозировать.

– Как, на ваш взгляд, привить молодежи любовь к книгам, искусству?

– Нужно вовремя дать ориентир, подсказать, познакомить с литературными новинками, спектаклями, актерами, наконец, с прекрасным каналом “Культура”. Нельзя оставлять поколение без кумиров и достойной информации.

– Расскажите о своей творческой деятельности.

– Я работаю в Театре имени М.Н.Ермоловой с 1970 года. Сейчас занят в четырех спектаклях театра – “Бешеные деньги” по Александру Островскому, “Бонжур и до свидания!” Жана-Клода Ислера, “Перед заходом солнца” Герхарта Гауптмана, “Фотофиниш” Питера Устинова. Снимался и снимаюсь в кино: “Криминальный квартет”, “На углу у Патриарших”, “Королева Марго”, “Обреченная стать звездой”, “Райские яблочки” и другие.

– Многие актеры негативно относятся к сериалам и не соглашаются там играть. Ваше мнение.

– Смотря какой сериал. Если мне предлагают роль “гея” или кровожадного бандита, откажусь, а если приличный сценарий, то почему бы и нет. А вообще это трудный вопрос. На те деньги, которые мы зарабатываем в театре, прожить нельзя. Считаю, что актеру не стыдно работать где бы то ни было, если он хорошо работает. А сериалы? Да, один похож на другой. Мой тихий сериал “На углу у Патриарших” – четыре фильма, 38 серий – не претендовал на сравнение с американскими вестернами. Но он мне очень нравится. Я буду сниматься в сериалах, так как должен кормить семью. Такое же отношение и к рекламе.

– За что вы любите театр?

– Ты в него вошел, и ты в нем всегда хорошо себя чувствуешь, потому что с семи до десяти вечера проживаешь жизнь по порядку. Не как в кино по кусочкам. Театр – убежище, где все происходит на глазах у зрителя, где нет застывшей формы. В следующий раз играешь вроде бы по сценарию, но по-другому и чувствуешь это. В театральном спектакле действие происходит сиюминутно, и больше такого искусства нет.

– Творческие депрессии бывают?

– Конечно. Они существовали во все времена и во всем мире. Актер – очень зависимый человек: от режиссера, репертуара, вкусов публики. Просто нужно стараться находить силы для выхода, не падать духом, искать себе применение в других сферах. Бороться нелегко, но, тем не менее…

– Вы чувствуете себя комфортно в жизни?

– Сегодняшнее время комфортно для бандитов и олигархов. Людям, мыслящим и понимающим ситуацию, нелегко и неуютно. Комфортно мне в семье, когда общаюсь с внуками, в театре, когда получается хороший спектакль, в аудитории, когда вижу способных студентов.

– В последние годы мир театра и кино потерял безвозвратно много талантливых актеров. У нас принято говорить “незаменимых нет”. Что вы скажете по этому поводу?

– Заменить, например, Юрия Никулина, Евгения Леонова, как и моего ульяновского коллегу Бориса Александрова, невозможно. Такие люди единственны и неповторимы. Но мы обязаны подготовить новую смену, с хорошим вкусом, способную играть и импровизировать. Так устроена жизнь, все меняется, и мы не в силах на это повлиять.

Татьяна Кравцова