И габионы в помощь

На Ульяновском отделении завершаются работы по безопасному пропуску паводковых вод.

Уже подготовлены к вскрытию от снега и льда 113 мостов, более 230 водопропускных труб, около 18 км продольных лотков, 300 км водоотводных и нагорных канав.

Как рассказал начальник отдела инфраструктуры Ульяновского отделения Валерий Джинибалаев, для того чтобы ускорить процесс подготовки пропуска паводковых вод, используются бульдозеры восстановительных поездов – прежде всего, на станции Цильна, где имеется водонапорная башня, и под Нурлатом, в районе перегона Ахметьево – Нурлат – Клиновка.

– Во время интенсивного таяния снегов для нас самым опасным объектом является Волжский косогор, у подножия которого проходят железнодорожные пути. В связи с этим Ульяновская дистанция пути регулярно проводит противооползневые работы по укреплению склона.

– Каждую весну косогор инспектируют специалисты железной дороги, – рассказал Джинибалаев. – В нынешнем году совместно с ЗАО «Мосгеоцентр» разработаны организационно-технические мероприятия, направленные на обеспечение сохранности земляного полотна, искусственных сооружений и безопасный пропуск талых вод.

В прошлом году мы предприняли беспрецедентные меры безопасности и укрепили склон с помощью так называемых габионных конструкций, которые защищают грунт от различных эрозионных процессов.

В период прохождения весеннего паводка на Ульяновском отделении дороги формируются два специальных противоразмывных поезда: на станциях Ульяновск-Центральный и Димитровград. Они будут готовы в любое время суток выехать на ликвидацию послед-ствий прохождения талых вод и оперативно устранить размывы и деформации земли.

На контроле у водолазов

30 марта инженеры ремонтно-обследовательской водолазной станции центра «ИССО» РЖД закончат осмотр подводной части опор Волжского моста.

Обследование подводной части опор искусственных сооружений, как правило, осуществляется не реже одного раза в десять лет.

Как прокомментировал мостовой мастер Волжского моста Дмитрий Степанов, в качестве основного метода обследования подводной части опор используется водолазный осмотр, в ходе которого выполняются необходимые наблюдения, изучаются данные грунта, выявляются посторонние предметы.

В частности, вскрываются выпучины, промоины, просадки грунта, наличие на дне засыпки, вымытой из сооружения, фиксируется местоположение посторонних предметов и др.

Начальник ремонтно-обследовательской водолазной станции центра «ИССО» РЖД Сергей Зайко рассказал, что в обследовании моста участвуют три водолаза: Юрий Твеленев, Игорь, Дюкарев и Александр Козачук.

– В этих людях я уверен. Профессионалы, каких поискать. Прежде чем получить право работать на нашей станции, водолазы проходят жесткий отбор. Остаются самые лучшие. В водолазном деле главное – это хорошее здоровье и психологическая устойчивость.

Подводные работы еще ведутся. Но можно отметить, что, в общем, техническое состояние опор моста характеризуется как удовлетворительное. Серьезных дефектов, которые могли бы привести к разрушению сооружения, не обнаружено.

Мосты большие и малые

В период паводка особое внимание – мостам, тоннелям и трубопроводам.

Чересчур снежные февраль и март приготовили для железнодорожников немало неприятных сюрпризов. Сначала боролись с сильными снегопадами, сейчас готовятся к борьбе с их последствиями – обильными паводковыми водами.

В преддверии снеготаяния был разработан специальный план подготовки к весеннему паводку, работы по которому начались еще в феврале.

Особое внимание – мостам. Масштабные работы развернули на одном из них вблизи Сызрани. Время постройки этого объекта датируется 1874 годом. Существующего проема под мостом катастрофически недостаточно для пропуска тысяч кубометров паводковых вод. Однако после проведения всего комплекса работ, отверстие под мостом увеличится практически в два раза. Завершить же все работы на этом объекте планируется уже в апреле.

Как рассказал мостовой мастер Сызранской дистанции пути Александр Хорев, только в зоне обслуживания их предприятия находится порядка 144 искусственных сооружений, которые необходимо подготовить к паводку. Весной мосты, тоннели и трубопроводы «большая» вода проверит на максимальную надежность.

Всего на Куйбышевской магистрали готовятся почти три десятка противоразмывных поездов с камнем, лесом и щебнем. С помощью этих материалов будет устраняться возможное подмывание насыпи, плотин и опор мостов.

Полная готовность

Подготовка инженерных сооружений к вскрытию от снега и льда на территории Представительства дороги в Республике Татарстан уже завершилась.

Об этом сообщил начальник отдела инфраструктуры Представительства дороги в РТ Евгений Исаев.

По его словам, с конца февраля в Представительстве в постоянном режиме осуществляется мониторинг состояния железнодорожного пути. На весь период ледохода и пропуска паводковых вод были организованы дополнительные обходы и осмотры пути.

Под пристальным вниманием находятся наиболее заснеженные участки пути: Альметьевская – Круглое Поле, Набережные Челны – Тихоново.

Для ликвидации последст-вий возможных чрезвычайных происшествий в период паводка в Представительстве также формируются противоразмывные поезда. Они располагаются на станциях Бугульма и Круглое Поле.

Специальные поезда

На крупнейших станциях Пензенского отделения формируются противоразмывные поезда.

Больше всего опасений работников магистрали вызывают прогнозы синоптиков: количество воды в снежном покрове в 2,5 раза превышает среднегодовые показатели. Учитывая сложившуюся в текущем году нестандартную метеорологическую ситуацию, постоянно производятся замеры русел рек у мостов.

На крупнейших станциях отделения – Пенза-3, Лунино, Пачелма, Моршанск, Кузнецк, Ковылкино, Рузаевка и Инза – формируются противопаводковые поезда.

Специалистами Пензенского отделения совместно с местными органами власти и территориальными подразделениями МЧС разработаны схемы взаимодействия с целью предотвращения и ликвидации повреждения объектов железнодорожного транспорта при пропуске паводковых вод. Кроме того, для отработки оперативных действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникновение которых возможно при пропуске паводка, проведены учения по работе бригад противоразмывных поездов.

Автор: Юлия Ежова