Ульяновская ГАИ удивила не только жителей области, но и всю Россию. С первого марта на территории области было закрыто девять из десяти существовавших постов ДПС.

Тема закрытия постов дорожно-патрульной службы стала, наверное, одной из самых обсуждаемых среди населения. А после взрывов в московском метро её уже стали обсуждать не только с точки зрения безопасности дорожного движения, но и с точки зрения безопасности населения как таковой.

Зачем это сделали?

Как утверждают в ГИБДД, посты ДПС не закрыты, а законсервированы. Это не одно и то же. Законсервированные посты могут возобновить работу в любой день. Инициатором консервации выступил новый начальник областной ГИБДД Сергей Моргачёв. Своё решение он мотивировал тем, что стационарные посты ДПС требуют больших затрат на содержание, а толку от них мало. За последние три года, по словам Моргачёва, с их помощью не было раскрыто ни одного преступления, так как все из закрытых постов при желании можно было легко объехать, и каждый мало-мальский жулик знал, как это сделать. Да и любители нарушать правила дорожного движения весьма умело за 500 метров до поста принимали вид добропорядочных водителей. В этом плане, по мнению Моргачёва, мобильные групы ДПС, стоящие на дорогах и меняющие за день место дислокации несколько раз, куда более эффективны. По словам нового начальника ГИБДД, на постах было задействовано 135 сотрудников – в условиях нехватки кадров это непозволительная роскошь (на сегодняшний день штат УГИБДД недоукомплектован на 48%, после планируемого сокращения эта цифра вырастет до 68%).

В будущем живых сотрудников ГИБДД на постах ДПС планируют заменить камерами наружного наблюдения. Вот только на оснащение областного центра камерами необходимо 20 миллионов рублей. А сколько нужно на область – похоже, никто не считал. Где взять такие деньги – пока тоже никто не знает.

Да и в случае чего камеры делать досмотр автомобилей, особенно дальнобойных фур, на предмет того, что они везут в область, и задерживать правонарушителей и преступников пока не научились.

Что говорит народ?

Казалось бы, водителям остаётся только радоваться. Однако, многие из них не поддерживают закрытие постов ГИБДД. Не поддерживают это решение и многие штатные сотрудники ГИБДД, которые по понятным причинам не захотели называть свои фамилии. Они говорили о том, что посты ДПС были неким сдерживающим психологическим фактором, в первую очередь, для любителей нарушать правила дорожного движения. На них проверялась и продукция, которая ввозилась в область в большегрузных фурах. В первую очередь, это касается продуктов питания. Проверялись они и на предмет законности происхождения, и на предмет качества (проверка сертификатов). Да и при объявлении, например, плана “Перехват” досматривался каждый подозрительный автомобиль, что не давало возможности преступникам чувствовать себя безопасно.

А сколько было задержано на постах пьяных водителей? А это ведь спасённые человеческие жизни.

Есть и другая точка зрения. Она заключается в том, что сотрудники ГАИ на постах, вместо того, чтобы находиться на дорогах и заниматься регулированием движения и профилактикой нарушений ПДД, просто протирали штаны и придирались к водителям. Дескать, на постах в будках они только чаи гоняли. А на оживлённых перекрёстках и дорогах, особенно в часы пик, их днём с огнём не сыщешь.

Чего лишились и что приобрели

Въезд на территорию области со стороны Самары и Тольятти прикрывал пост ДПС на въезде в Димитровград. Это направление славится тем, что по нему осуществляется в Димитровград и Ульяновск поставка наркотиков, фальшивых денег и ворованных запчастей для автомобилей “ВАЗ”. Закрытие поста – это отсутствие одного из препятствий для преступников.

В сторону Татарстана и Чувашии часто уходят угнанные в области автомобили и ворованные автозапчасти к “Уазикам”. Одним из препятствий для этого был северный пост ДПС (на выезде с нового моста). Он, кстати, был единственным постом ДПС, прикрывающим и сам новый мост через Волгу. Теперь этого препятствия для злоумышленников и нарушителей нет.

Засвияжский пост ДПС прикрывал дороги с Мордовии, Татарстана и объездную дорогу вокруг Засвияжья с выходом на федеральную трассу на Москву. Он же прикрывал дорогу в аэропорт. Теперь не прикрывает. Вези, что хочешь… Подобные примеры можно приводить по каждому закрытому посту ДПС.

Противники этой точки зрения говорят о том, что количество передвижных экипажей ДПС на дорогах значительно увеличилось. По разным данным – аж на 60 экипажей. А время прибытия сотрудников ГИБДД на место ДТП значительно уменьшилось. Да и водители, дескать, находятся в постоянном напряжении, не зная, в каком месте ожидать встречи с жезлом сотрудника ДПС. А это, с их точки зрения, дисциплинирует и принуждает не нарушать правила дорожного движения. И если что-то случится, то милицейские машины прибудут в это место за считанные минуты.

Глазами водителя

Увеличение количества мобильных групп ДПС на дорогах области в марте месяце одни водители заметили, другие – нет. Но все сошлись во мнении, что, как и раньше, некоторые мобильные группы, в частности, в Чердаклинском районе, стоят всё возле тех же знаков ограничения скорости и ловят радарами тех, кто скорость превышает. Безусловно, дело нужное. Однако, создаётся впечатление, что это единственная функция, которую выполняют эти мобильные группы ДПС. Причём, стоят они там же, где стояли и месяц, и два, и три назад. Видать, места-то рыбные, прикормленные… Дай бог, чтобы мы ошибались.

Спорное решение

Решение, принятое новым руководством ГИБДД, нам показалось спорным. Есть в нём и плюсы, и минусы. Подтверждением тому является бурное обсуждение как в области, так и во всей России.

И думается нам, что вопрос закрытия постов ДПС необходимо вынести на заседание Совета безопасности области. Особенно в связи с терактами в московском метрополитене. Пока гром не грянул…

Фёдор ЖУРАВЛЁВ