Наталья Волкова
Руководитство российской автоинспекции открыто признает, что посты дорожно-патрульной службы (ДПС ГИБДД) на въездах в города работают неэффективно. Однако не все россияне считают, что их надо ликвидировать.
После двух подряд взрывов в московском метрополитене 29 марта в России повсеместно усиливают меры безопасности.
На улицах городов сотрудники правоохранительных органов чаще останавливают прохожих для проверки документов, с этой же целью буквально через одного тормозят автомобилистов, особенно если на машине иногородние номера.
ГИБДД многих регионов на этой неделе отчитались, что дополнительные силы брошены на контроль въезжающих в города автомобилей.
Между тем, еще совсем недавно руководители тех же региональных отделов ГИБДД заявляли, что ликвидируют стационарные посты ДПС на въездах в населенные пункты.
На днях стало известно, что в Ульяновской области закрыты 90% таких постов.
Аналогичная ситуация наблюдается и в других российских регионах. К примеру, в Челябинской и Саратовской областях практически не осталось стационарных пунктов контроля.
Представители ГИБДД утверждают, что содержать такие посты не имеет смысла.
Но после недавних взрывов в Москве жители российских городов опасаются, что из-за ликвидации стационарных постов они окажутся еще более беззащитными.
Дорожные работы
Стационарные посты ДПС на въезде в российские города организовывались для контроля за дорожным движением и борьбы с преступностью.
Сюда поступала оперативная информация об угнанных машинах и сбежавших преступниках. За считанные минуты можно было блокировать въезды и выезды из города.
Кроме того, многие водители останавливались на постах, чтобы уточнить дорогу.
“Бывало так, что по карте совершенно непонятно, куда ехать, – рассказывает москвич Олег Кулешов, который за рулем уже более 20 лет. – А если дорога пустая, то единственная надежда на пост ГИБДД. Едешь и точно знаешь, что если не прямо сейчас, то буквально через пару километров можно будет спросить дорогу”.
Иногда к сотрудникам госавтоинспекции, находящимся на стационарном посту, за помощью обращались жители ближайших населенных пунктов, когда в деревне или селе случалось ЧП.
Между тем, по словам лидера Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, в других странах система стационарных постов автоинспекции отсутствует.
“Вместо них на дорогах, чтобы отслеживать нарушителей, установлены камеры видеонаблюдения, – рассказал bbcrussian.com Похмелкин. – А не заблудиться помогают автомобильные приборы навигации”.
Процветание коррупции
Со временем контрольные посты на российских трассах претерпели кардинальные изменения.
Правозащитник Лев Пономарев в интервью bbcrussian.com сравнил их с блокпостами в военное время.
“У водителя должны проверять документы, только если он что-то нарушил, – говорит Пономарев. – А на этих постах автоинспекторы останавливают чуть ли не через одного”.
Сами автомобилисты считают, что сегодняшние стационарные посты ДПС предоставляют идеальные возможности для проявления коррупции.
“Придраться могут к чему угодно, – говорит водитель из Челябинска Николай Погребов. – А когда едешь транзитом через город, нет ни малейшего желания спорить. Проще согласиться с требованиями “будочников”, пусть и не всегда законными, и расстаться с небольшой суммой денег”.
Президент Коллегии правовой защиты автомобилистов Виктор Травин считает, что повсеместное закрытие постов – это разумный шаг.
“Сегодня пребывание сотрудников ГИБДД на постах никоим образом не влияет на безопасность движения, – поделился своим мнением с корреспондентом bbcrussian.com Виктор Травин. – Автоинспекторы просто занимаются сбором дани с проезжающих машин”.
Нулевой эффект
Впрочем, правоохранительные органы признаются, что стационарные посты ДПС не справляются с задачей обеспечения безопасности на дорогах.
“За последние три года с их помощью не было раскрыто ни одного преступления”, – заявил Сергей Моргачев, начальник Госавтоинспекции Ульяновской области, где на днях закрыли практически все посты.
Такая же ситуация складывается в большинстве российских городов, признаются представители региональных органов Госавтоинспекции.
Преступники, которые намереваются выехать или, наоборот, въехать в город, легко находят объездные пути.
А угонщики, отмечает глава московского отделения Федерации автомобилистов России Сергей Канаев, перестали вывозить автомобили за пределы населенного пункта. Буквально через 5 минут после совершения преступления они перегоняют похищенные машины в специальный отстойник.
“Так что все планы “Перехват” оказываются бессмысленными, – говорит Канаев. – То же самое и с контролем за скоростью. Водители знают, когда будет пост, и притормаживают непосредственно перед ним, благополучно проезжают, а потом снова разгоняются”.
При этом каждый месяц необходимо тратиться на содержание постов ГИБДД.
“Расходы на свет, оборудование, зарплату инспекторам выливаются в приличную сумму, – поясняет бывший начальник Главного управления ГИБДД МВД России, ныне член Совета Федерации Владимир Федоров. – И все получается впустую. Да и при возросших потоках машин на некоторых участках дорог посты ГИБДД просто не могут быть эффективными”.
В целях профилактики
Вместе с тем, у многих россиян вызывает беспокойство закрытие постов на въездах в населенные пункты.
“Было спокойнее, когда я знал, что сейчас будет пост ГИБДД, – говорит Алексей Венедиктов из Челябинска. – Ну и пусть постоянно проверяли документы. Я ничего не нарушаю, поэтому и спокойно к этому отношусь. Зато у меня есть уверенность, что сомнительных личностей также проверят. Ведь не зря когда-то придумали всю эту систему. А сейчас, особенно после взрывов в Москве, чувствую себя будто раздетым без такого поста”.
А житель Ульяновска Владимир Кочетков признается, что пост дорожной милиции помог ему стать законопослушным гражданином.
“Раньше я всегда на Новый год срубал елку в леске недалеко от города, – рассказывает Владимир. – Но когда на посту меня остановили, нашли в машине незаконно срубленное дерево и оштрафовали, то я решил, что проще покупать ель на рынке”.
Почти все эксперты сходятся во мнении, что необходимо найти стационарным постам более эффективную альтернативу.
“Возможно, это будут передвижные патрульные машины. Пусть они работают, к примеру, в радиусе 10 километров от въезда в город, – предлагает сенатор Владимир Федоров.
Он убежден, что “полное отсутствие контроля за ситуацией на междугородних трассах и на въездах в населенные пункты может привести к печальным последствиям”.