СВЕТЛАНА КАЗАКОВА

Создается устойчивое впечатление, что представители рекламного рынка воспринимают потребителя не интеллектуальнее австралопитека, мозг которого составлял лишь 35 % от массы мозга современного человека. Иначе объяснить навязчивое обращение рекламы к животным инстинктам – к жажде, голоду и половому влечению – никак не получается. Обратимся к экспертам…

Труд сделал из обезьяны человека, не кажется ли Вам, что мы идем по обратному пути? Что скоро станут говорить – реклама сделала из человека обезьяну? С чем связана такая примитивность и низкопробность рекламы? Почему сегодняшняя реклама обращается к слоганам двусмысленного и непристойного характера?

Сергей ОБРУБОВ, психотерапевт: В рекламе каждый выбирает для себя то, что ему приемлемо. Скажем, если у человека низкое образование и простые примитивные взгляды, то вряд ли он заметит пошлость. Он будет смеяться над тем, над чем другой будет плакать. В это есть какая-то очень грубая провинциальность. Включаешь телевизор, и сразу можешь отличить ульяновскую рекламу от центральной. А вообще реклама должна мотивировать. Но должна быть грань, которую очень сложно уловить. Сексуальный инстинкт – мощная вещь, которая должна подталкивать человека сделать что-либо. Плохо это или хорошо? Трудно дать оценку. В обществе есть устоявшийся диапазон приемлемости. Это как юмор.

Дмитрий ЕЖОВ, политолог: Нужны фильтры: в цензуре и те, которые были в советское время. Если взрослый понимает что плюс, что минус, то ребенок с неустойчивой психикой этого не понимает. В провинции на порядок ниже профессиональный уровень. Вот посмотрите галерею в ЖЖ сообществе «ULPOLIT» – сплошные косяки: дизайнерские, райтерские, грамматические ошибки. Есть, конечно, красивые идеи, но это редко.

Александр КАЧКИН, социолог: Реклама всегда использует и эксплуатирует потребности наиболее массовые. И поскольку человек – это биологическое существо, то этой потребностью является потребность ниже пояса, которые не отличают человека от животного: в удовольствии, в желании испытать сильные эмоции. Реклама работает в рамках социальной нормы. Если она признает использование двусмысленности, использование, предположим, намеков на ненормативную лексику, то реклама это тоже использует. Современная реклама не рассчитана на высокий уровень культуры, она рассчитана на массового потребителя и на массовую культуру. Наша местная реклама очень низкого качества, она сильно отличается и технически, и эстетически, и художественно, и наверно, даже этически от федеральной, и тем более рекламы зарубежной. То есть мы здесь такая глухая-глухая провинция.

Валерий УТКИН, заслуженный артист России: Общий уровень культуры россиян пока находится на очень низком уровне. Поэтому вещи более простые, более доходчивые, связанные, в том числе с эротикой, сексом, все это на животном уровне задевает воображение людей не культурных и на этом, конечно, играют рекламодатели и те, кто создает эти ролики. Нужно воспитывать у людей художественный вкус. Вы знаете, даже если простому обывателю, который не учился музыке, не ходил в литературные кружки, показать прекрасное – ему понравится.

Игорь ЖАРКОВ, генеральный директор ООО «Мозаика»: Что естественно, то не безобразно. Вытаскивать это на общественность – мовитон, но провокация в рекламе существует. Традиционный подход – дети, животные, женщины. Это работа тех рекламистов, которые не хотят думать над тем, как преподнести информацию. Они идут по самому крайнему пути. Надо сказать, что с креативом у нас тяжеловато.