Эдуард Терехов: «Нам небезразлично, в каком мире мы будем жить»
СЕРГЕЙ ГУРЬЯНОВ
Традиционный театральный фестиваль «Лицедей 2010» завершился. В этом году триумфатором стал «Небольшой театр» – главную губернаторскую премию «Продвижение» и приз за лучшую режиссуру получил спектакль по Шукшину «Вот – живу. Хорошо».
Спектакль получился качественным. В «кассу» пришлись костюмы и декорации: старые газеты, одежда – белая, но потертая. Как во сне или в старом фильме. Жюри оценило по достоинству.
Спектаклем по Шукшину был открыт всего восьмой театральный сезон «Небольшого театра». Это один из самых молодых государственных театров в стране. Он и в самом деле небольшой. Небольшой зал (180 мест), небольшое здание, небольшая история, небольшой средний возраст труппы (28 лет)… – Театр у нас, наверное, не очень похожий на другие, – говорит Эдуард Терехов, директор и главный режиссер «Небольшого». – Творческая группа подобралась такая, которой интересно все, что происходит в театре: этот материал, эта стилистика работы. И зрителей становится все больше и больше – и это радует. Наверное, мы просто оказались в нужное время в нужном месте, и поэтому мы нужны.
Театру уже давно предрекают забвение и смерть… И немудрено -при существовании таких «монстров», как кино, телевидение, интернет. А театр умирать не торопится. В чем феномен театра?
В театре происходит живой обмен энергией. Все происходит здесь и сейчас без всяких фокусов, без всяких дублей. Здесь и сейчас человек проживает жизнь, отдает часть своей души. Артисты отдают свою энергию, зрители – свою, и из симбиоза этих энергий рождается чудо – театр. И никакой компьютер, никакой механический зверек никогда не заменит живого общения с живой душой. Театр -это искусство элитарное. И человек, который вхож в театр, уже приподнялся над самым простым и доступным. Театр – потребность духовного человека. А на нашем театре лежит особая миссия. У нас театр для молодых, для юных. Не исключено, что многие люди впервые приходят в театр именно к нам. И от нас зависит, станет ли это частью их жизни. Ответственно и приятно сознавать, что для кого-то из ребят ты можешь стать первым носителем добра, света, радости. На сцене «Небольшого» –
простые крестьяне из рассказов Шукшина. Возраст их совершенно разный, но играют их в основном молодые актеры, выпускники УлГУ.
Вот, скажите, что так тянет молодых на сцену, каким «медом» она намазана? Особенных гонораров – нет, огромного признания – тоже…
Ну вот это вы зря, признание есть. Да, конечно, в провинциальных театрах люди не получают больших гонораров. Как мы шутим: «У нас очень хорошая зарплата. Маленькая, но хорошая». Люди здесь не за деньги служат. Ведь это огромное наслаждение обмениваться той самой энергией, о которой я говорил. Не то что там артист гарцует по сцене, а на него смотрят сто или тысяча человек и он ощущает себя кумиром публики. Может, для кого-то и это является стимулом, но наслаждение – в творческой реализации себя, в трудном творческом поиске и в находках, в импровизации, в игре. Мы же все в детстве играли, а потом разучились. А актеры – те счастливые люди, которые играть не разучились и – в хорошем смысле – не расстались с детством, с чистотой какой-то, наивностью. Они находят удовольствие в игре. Причем, не просто примеряют маски, а занимаются настоящим исследованием, ищут характеры, анализируют поступки. Для многих людей театра именно репетиция является настоящим наслаждением.
Вы организовывали фестиваль в поддержку Южной Осетии… Можно ли вас назвать социальным театром? И вообще – насколько театр должен быть социален?
Мы и позиционируем себя как театр для семьи, для молодежи. Вообще, культпоход в театр классом – не идеальная форма восприятия театрального искусства. Дети в своем социуме начинают друг перед другом «выпендриваться», и сам спектакль становится несколько вторичен. А когда идет вся семья, ребенок совершенно иначе воспринимает спектакль. Но очень важно достучаться до молодого поколения, потому что нам небезразлично, в каком мире мы будем жить завтра. Нам хочется спокойно ходить по улицам, не опасаясь ничего. Нам хочется встречаться с воспитанными людьми. Нам хочется на улице слышать нормальную красивую человеческую речь. И во всем этом театр играет важную роль. Лучше жить в мире, где как можно меньше несчастных людей, чем в мире, где много зла и нищеты.
Это нормальная человеческая потребность: создать такую обстановку, в которой реализовывается все хорошее, что есть в людях. Дурного, к сожалению, много, и что-то падает на противоположную чашу весов. И капля добра в какой-то момент перевесит чашу негатива. Поэтому при любой возможности мы говорим «да!» добру, свету, здоровью общества. Скажем, когда в нам приходят детишки с недугами, театр становится своеобразной арт-терапией. Мы делаем игровые программы с этими ребятками, потому что им важно понять, что они ничем не отличаются от других членов общества. Каждому человеку надо дать возможность проявить себя, и зачастую это помогает в борьбе с недугом. Разве это не важная миссия для театра?