Познакомиться с реставратором уникальных вещей и памятников из Санкт-Петербурга Владимиром Прутковским выдался шанс благодаря возвращению в Ульяновский областной краеведческий музей коллекции национального костюма народов Симбирской губернии XVIII-XX веков, которую Владимир Михайлович сопровождал.
Калфак (татарский головной убор женщины конца XVIII века), женское мордовское набедренное украшение пулай, кокошники, чувашская женская рубаха кепе — 21 предмет вернулся в родные стены музея после реставрации. Всего этнографическая коллекция краеведческого музея насчитывает более 500 предметов одежды основных народов, населяющих Ульяновскую область (русские, татары, чуваши, мордва). Собирать ее начали в 1895 году.
По словам научного сотрудника отдела фонда Натальи Мельниковой, отреставрированные предметы находились в ужасном состоянии: ткань изъедена молью, выцвела или пожелтела, элементы украшения либо потерялись, либо были сильно загрязнены.
— Уникальная одежда и дальше бы продолжала портиться на полках, так как в городе нет специалистов по ее восстановлению. Петербургские мастера взялись за это кропотливое дело. Низкий им поклон. Теперь будем готовить новую этнографическую экспозицию.
— Мы рады возможности поработать с этой уникальной коллекций и спасти от уничтожения. Очень больно смотреть на гибель нашего наследия и как профессионалу, и как жителю своего Отечества, — продолжает Владимир Михайлович.
Владимир Прутковский — в реставрационном деле 37 лет. Его сфера — металл, дерево и камень. Долгое время был в учениках у маститых коллег. Последние восемь лет трудится в мастерской «Наследие», которую возглавляет художник-реставратор высшей категории Вячеслав Мозговой. Коллектив состоит из 50 профессионалов разной специализации (камень, металл, холст, дерево, ткань). Заказы на реставрацию приходят со всей страны — из Москвы, Углича, Нижнего Новгорода, Старочеркасска, Гатчины. Несколько лет мастера сотрудничают с Ульяновским областным краеведческим музеем. По словам самого Прутковского, большая доля работ приходится на родной Петербург. Много сделали для Государственного музея-заповедника «Петергоф»: реставрировали мраморные статуи «Аполлон» в ансамбле Верхнего сада и «Андромеда» на каскаде «Шахматная гора», ряд предметов декоративно-прикладного искусства в экспозиции Фермерского дворца, бюсты «Вакх» и «Вакханка», скульптурный портрет «Екатерина II».
— Над чем сейчас трудитесь?
— Я вхожу в группу, которая восстанавливает Турецкую баню в городе Пушкин. Построена она в №852 году по велению Николая I в память о Русско-турецкой войне 1828–1829 годов. Во время Великой Отечественной войны ее почти полностью разрушили. В 1953-м восстановили только фасады. Первоначально, по документам, баня была необычайной красоты. Вызолоченный купол с люнетами для освещения помещения. Минарет, увенчанный шпилем с полумесяцем. Двери и большой купол с лепниной. Многие элементы отделки внутреннего убранства привозили в качестве трофея из дома турецкой султанши в Адрианополе. Стены четырех небольших комнат были облицованы цветной мозаикой из искусственного мрамора и украшены лепным живописным орнаментом. Широко применялся олонецкий мрамор и позолота. В центральном восьмиугольном зале находился бассейн с устроенным в центре фонтаном. Там же были установлены привезенные из Турции мраморные фонтанные доски с высеченными на них стихами. Объем работ предстоит колоссальный.
— Какова основная цель реставрации?
— Восстановить утраты, убрать дефекты и улучшить внешний вид, а также законсервировать объект. Цель еще зависит от вида реставрации. Выделяют коммерческую, где на первом месте — восстановление функциональности объекта, и музейную с приоритетом консервации.
— Руководствуетесь ли вы определенными принципами?
— Проведение реставрационных работ всегда сопровождается историческими исследованиями памятника. Нужно понять, из чего создан объект, каковы причины и виды его разрушений, есть ли привнесенные искажения в облике за прошедшие годы. Мастера не имеют права что-либо дополнять от себя, нарушать первоначальный авторский замысел. Должны использовать методы, которые бы с течением времени не разрушили предмет. Например, в случае с ульяновской коллекцией одежды укрепили ткань и красочный слой, где нужно — отбелили, почистили украшения из металла, камня, бисера. В то же время бисерное плетение с недостающими элементами не смогли дополнить, так как в настоящее время нет подобного бисера. Безусловно, один из самых главных принципов в реставрации, как и в другой деятельности, — любовь к делу и чувство ответственности.
Татьяна Кравцова