Весна вновь обнажила одну из двух главных российских бед
Мария МОРОЗОВА, Михаил БЕЛЫЙ, Ульяновск, Ольга МИНЧЕНКОВА
С приходом весны российские автомобилисты вновь столкнулись с плохим состоянием дорог. Во Владивостоке владельцы машин, возмущенные большим количеством ям, на свои деньги провели показательный дорожный ремонт главной улицы города. С открытым письмом к мэру города, содержащим требование привести в порядок дороги, обратились ульяновские автолюбители. Магистралей, по которым можно спокойно передвигаться, в городе практически не осталось. А в Москве коммунальные службы рапортуют о снижении числа ям благодаря тому, что морозы этой зимой почти не сменялись оттепелями. В нынешнем году только из федерального бюджета на ремонт дорог выделено больше 60 млрд. рублей. Эксперты уверены, что качество трасс не улучшится, пока средства, которые направляются на дорожные работы, не будут использоваться по назначению в полном объеме.
В воскресенье автомобилисты Владивостока на собственные средства заасфальтировали два проблемных участка центральной улицы. Объединившись на одном из интернет-порталов, приморские энтузиасты собрали деньги, купили на них асфальт, пригласили специалистов и показали властям города, как надо латать поврежденные участки автомагистралей. По словам одного из организаторов акции Константина Сотника, было уложено специальное покрытие, в которое можно «одевать» дороги и тротуары в любую погоду. В мэрии Владивостока ямочный ремонт пообещали начать с третьей декады апреля. Когда потеплеет, коммунальные службы должны будут приступить к капитальному ремонту, который обойдется в 100 млн. рублей.
Сотни автовладельцев Ульяновска в открытом письме к мэру города Александру Пинкову потребовали привести в порядок городские дороги и представить им подробный отчет властей о том, куда делись огромные средства, выделенные на ремонт. Два с небольшим года назад в распоряжение региона из федерального бюджета поступили колоссальные средства на дорожный ремонт – 487,5 млн. рублей. Тогда за полтора месяца власти полностью отремонтировали почти полсотни улиц областного центра. По словам руководителя общественной организации «Автомобилисты Ульяновска» Дмитрия Ежова, сегодня у местных жителей складывается впечатление, что город пережил ковровую бомбардировку. «Даже центральные улицы, на которых расположены органы власти разных уровней, представляют собой асфальтовое месиво. Недавно машина провалилась в яму прямо рядом со зданием мэрии», – рассказывает «НИ» г-н Ежов.
По подсчетам президента ульяновского Фонда помощи социально незащищенным слоям населения Олега Горячева, при авральном ремонте подрядчики, пытаясь успеть заасфальтировать дороги до наступления дождей, были вынуждены осваивать до 17 млн. руб. ежедневно.
«В итоге все равно приходилось наблюдать дикую картину: рабочие укладывали асфальт прямо в лужи. Уже тогда было понятно, что федеральные деньги выбросили на ветер», – заявил «НИ» г-н Горячев. Прокуратура области приступила к проверке расходования этих средств. «Мы узнаем, как именно были потрачены деньги и почему дороги сейчас находятся в таком плачевном состоянии», – заявил «НИ» старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима. Правда, при этом он отметил, что «проверка может занять много времени».
В Москве «зимний сезон 2009–2010», по данным коммунальщиков, сохранил дороги в неплохом состоянии. По словам заместителя руководителя департамента жилищно-коммунального хозяйства Москвы Сергея Титова, сегодня на столичных трассах насчитывается около 36 тыс. ям, в то время как после прошлой зимы их было в пять раз больше. Благодарить, правда, надо не городские власти, а погоду. Этой зимой в Москве было немного переходов температуры воздуха через ноль, особенно опасных для асфальта. «Дорожное покрытие портится, когда в трещинки попадает вода, замерзает и расширяется. Небольшое углубление увеличивается, разрывает асфальт. Дорожники называют это «эффектом шампанского», – объясняет «НИ» пресс-секретарь государственного бюджетного учреждения (ГБУ) «Кольцевые магистрали» Ольга Масюкевич.
По данным межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог», хуже всего дела с дорогами обстоят в Архангельской области, в Нижнем Новгороде, в Костроме, в Омске. «Но ситуация из года в год меняется. Бывает такое, что приезжает проверка сверху и все дороги заливаются в срочном порядке, – замечает «НИ» директор центра Дмитрий Леонтьев. – Общее состояние можно оценить на троечку». Руководитель Управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог «Росавтодора» Игорь Астахов говорит, что сегодня только 35% дорог соответствуют нормальным показателям. «В 2010 году планируется отремонтировать 3,6 тыс. километров дорог федерального значения. Основная часть из них приходится на центральный регион, поскольку здесь очень интенсивное движение», – говорит «НИ» г-н Астахов.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что причинами плохих дорог являются качество ремонтных работ и коррупция. «Зачем, например, латание дыр по весне, когда еще возможны заморозки и асфальт очевидно может «сдуться»? – возмущается в интервью «НИ» г-н Травин. – Чтобы снова выделили деньги на ремонт, которые разойдутся по карманам чиновников». Игорь Астахов не согласен с оценкой качества. «У нас любят ругать ремонтников, что они кидают асфальт в лужи. Но обычно это аварийный способ заделки ям, – объясняет Астахов. – Например, зимой нужно быстро устранить опасную яму, а летом ее уже повторно заделывают». Есть проблемы и с качеством материалов. «У нас с битумом беда, он сильно уступает иностранным аналогам», – признается Астахов.
«Надо ужесточать требования к материалам, поднимать стандарты безопасности бордюров, ограждений, увеличивать ответственность держателей дорог. Не помешает пара показательных уголовных процессов», – считает Дмитрий Леонтьев. А Виктор Травин предлагает решать проблему кардинально: «Надо отстранить от ремонта дорог всех, кто этим занимается, и пригласить иностранцев».