Сорок лет назад, в апреле, Ульяновск распахнул свои новые «въездные ворота» по всем направлениям – железнодорожному, воздушному, автомобильному и речному. Начиналась эпоха туристической «Мекки» на Волге. Этот триумф нес в себе зачатки будущего провала.
Обремененные наследством
16 апреля 1970 года генсек Леонид Брежнев открыл в Ульяновске Мемориал, построенный к столетию Ленина, а вместе с ним и беспрецедентный в мировом масштабе музей одного человека под открытым небом, именуемый мемориальной зоной. Бренд «Родина Ленина» в советские времена вывел Ульяновск в семерку городов мира, наиболее часто посещаемых туристами. За год город принимал порядка миллиона человек. В восьмидесятые очереди желающих попасть в музеи мемориальной зоны вились длинными хвостами по его центральным улицам. Заповедник обслуживал по 40-50 туристических групп в день.
– Специфика Ульяновска в том, что нашим фирмам туристов везли, а они готовили автобусы, экскурсоводов. По сути, у нас развился не туристический бизнес, а экскурсионный, – говорит начальник отдела туризма Департамента развития предпринимательства правительства Ульяновской области Владислава Слепова.
В девяностые годы, на переломе эпох, интерес к имени Ленина стремительно упал, туристический поток в Ульяновск иссяк. А местные турфирмы, воспитанные на приеме тех, кто ехал сам, переориентировались на выездной туризм и занялись продажей чужого турпродукта.
Невостребованная экскурсионная инфрастуктура Ульяновска постепенно приходила в упадок: музеи ветшали, профессиональные экскурсоводы уходили на пенсию…
Ильич в интерьере эпохи
– Четыре года назад, когда мы начинали рекламные туры для туроператоров и турагентств Поволжья, очень сложно было уговорить ехать к нам, – рассказывает Владислава Слепова. – Нам говорили: «Что у вас смотреть? Мемориал? Музеи Ленина? Кому это теперь интересно?». Мы предлагали: приезжайте к нам на два дня, покажем достопримечательности города и ни слова за это время не скажем о Ленине. На второй день гости сами поднимали ленинскую тему. И совсем иначе воспринимали ее, получив информацию об эпохе через призму Симбирска. Для многих, например, было открытием, что здесь же родился и Керенский.
Глава компании «Самараинтур» Михаил Сегал столкнулся с той же предубежденностью к городу, когда пять лет назад начинал переговоры с круизными компаниями о включении в их планы экскурсий в Ульяновске.
– Мы говорили, что на тему «Родина Ильича» не претендуем, в Ульяновске интересна тема провинциального города, которую хорошо представляет Заповедник, – рассказывает господин Сегал. – Хотя некое лукавство в этом было. Тема «Родина Ильича» может интересовать, если ее освещать несколько по-другому. Мы пока наложили на нее мораторий. В Ульяновске и без того много интересного – в Поволжье по экскурсионному потенциалу ему равных нет: если все музеи от Астрахани до Нижнего Новгорода сложить, то, возможно, и наберется столько, сколько в Ульяновске. А может быть, и нет.
Для теплоходных групп компания “Самараинтур” в 2003-2005 году организовала экскурсионную программу на основе материалов Музея-заповедника “Истории провинциального города”. Она представила Заповедник как музей под открытым небом – губернский город, сохранивший деревянную историческую застройку. В контексте этой программы фигура вождя мирового пролетариата заняла скромное место в плеяде имен, связанных с Симбирском и прославивших Россию: Гончаров, Аксаков, Карамзин, Языков, Давыдов, Минаев, Яковлев, Курчатов, Филатов… Этот перечень можно еще долго продолжать.
И все-таки стереотипы в сознании изживаются трудно, интуитивно туристы, приезжающие в Ульяновск, тяготеют к ленинской теме, а, может, и жаждут встречи с ней. В Заповеднике вспоминают, как посетители музея «Столярная мастерская», входящего в состав историко-этнографического комплекса «Торговля и ремесла Симбирска», остановившись перед фотографией на стене, спросили экскурсовода: «Это семья Ульяновых?». Увы, то был портрет семейства гробовщика.
Проплыли мимо
Пропагандой ульяновских достопримечательностей несколько последних лет занимались местные турфирмы «Голубка», «Ульяновсктурист», Музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» и иногородние туроператоры, среди которых львиная доля продаж приходится на упомянутое выше ООО «Самараинтур».
Чтобы уникальные музеи не простаивали без посетителей, в 2006 году Заповедник «Родина В.И. Ленина», получив соответствующую лицензию Федерального агентства по туризму, стал единственным в России музеем-заповедником, в уставе которого прописана туроператорская деятельность.
Усилия, которые он за последние годы приложил к пропаганде ульяновских достопримечательностей (развитие новых экскурсионных маршрутов и программ, подготовка экскурсоводов, покупка собственного туристического транспорта, участие в выставках, работа с круизными компаниями и проч.), дали эффект, но ситуации не переломили.
– В навигацию 2006 года мы приняли только одно судно, а в 2009-м году – уже 25, – говорит заместитель директора по развитию Государственного историко-мемориального музея-заповедника Оксана Соловей.
По информации, предоставленной отделом туризма Департамента развития предпринимательства правительства Ульяновской области, в 2009 году в ульяновском речном порту причалили 78 круизных теплоходов, но еще больше проплыли мимо.
– Из прошедших мимо часть не заходила по объективным причинам, так как по логистике маршрута теплоход проходил Ульяновск ночью. Но часть могла бы зайти в период с 18.00 до 22.00. Парадокс в том, что в это время их некому обслужить. Наши турфирмы предпочитают не брать заказы после 17.00, – говорит Владислава Слепова.
Увы, и эти показатели следует воспринимать с оптимизмом: начиная с девяностых годов, путешествующие по Волге практически не причаливали к нашей пристани. Даже ульяновцы, отправляющиеся в речной круиз, едут в Самару или Казань, чтобы сесть на теплоход.
Турпоток через вертушку
Туристу открыты все пути, но турист, заинтересовавшийся достопримечательностями Ульяновска, скорее всего, приплывет к нам по Волге (исключения, пожалуй, составляют ближайшие соседи, которые могут приехать на экскурсионном автобусе). Путешествие к нашим музеям по железной дороге или авиарейсом – вариант мало вероятный.
Сегодня называют несколько причин, по которым круизные теплоходы перестали заходить в Ульяновск: отсутствие у города нового туристического бренда, который мог бы перебить ассоциации с «Родиной Ильича», малая подсадка пассажиров, расписание, сложившееся так, что нашу пристань судна минуют ночью…
Глава компании «Самараинтур» рассматривает ситуацию с точки зрения истории вопроса:
– Речной вокзал в Ульяновске расположен так, что подниматься и спускаться в город тяжеловато, а автобусы многие годы не ходили, потому что были проблемы с мостом (в 1997 году мост к речному порту в Ульяновске был признан аварийным и закрыт. – Ред.). В итоге экскурсию в город перестали включать в стоимость тура, и постепенно весь круизный флот ушел из Ульяновска. Потерять легко – вернуть очень тяжело, поскольку расписание круизных теплоходов теперь составлено таким образом, чтобы в Ульяновск не заходить.
Движение по мосту, ведущему в речной порт, было открыто в 2002 году, в 2007-м – сдан в эксплуатацию новый мост. Однако проблем меньше не стало: в прошлом году территорию речного порта оградили забором, за который туристический транспорт проезжать не может. Теперь прибывающие по Волге гости города должны проделать по территории порта до автобусов путь как минимум в 150 метров. Более того – выйти в город они могут только через вертушку, установленную в здании речного вокзала. А вернуться на теплоход – по документам, удостоверяющим, что действительно являются пассажиром конкретного круизного теплохода.
– Проблема в том, что границы грузового и пассажирского порта в Ульяновске совпадают, – говорит Оксана Соловей. – И введенный там полувоенный режим полностью оправдан с точки зрения закона. Но туристу такие проблемы не нужны, поэтому судоходные компании ставят нам условие: если не улучшите условия приема речного порта, перестанем к вам заходить.
На сегодняшний день Заповедник вышел к правительству области с предложением организовать на левом берегу реки причал специально для круизных судов. Этот вариант позволил бы убить двух зайцев – уйти от жестко обозначившихся проблем с речным портом и значительно повысить градус интереса к Ульяновску туристическому, начав экскурсию в старинный губернский город по современному и одному из самых больших в Европе мостов через реку.
Зовем к себе, едем в Самару
С экономической точки зрения региону особенно интересен турист ночующий, потому что в сутки он оставляет на его территории в среднем тысячу рублей ( без учета стоимости проживания).
– Если рассматривать структуру посещения Ульяновской области с ночевками, то львиная доля приходится на оздоровительный и деловой туризм, – говорит Владислава Слепова. – Заполнение гостиниц на шестьдесят процентов происходит за счет делового туризма, резервы которого мы используем мало. Нужно организовывать в городе различные межрегиональные мероприятия – выставки, форумы, семинары… Именно так работает туриндустрия Москвы, Санкт-Петербурга.
Ресурсы нашего региона в плане отдыха на лоне природы впечатляют: 14 государственных заказников (из них два федерального значения), 95 памятников природы. Есть уникальные – такие как Белое озеро, Юрловский пруд, Сенгилеевские горы, Акшуатский дендрарий, Тургеневские острова, Старомайнский залив, Ундоровский заказник и прочее-прочее.
Изданный в 2008 году путеводитель по Ульяновской области «Пти фюте» презентует ее курортно-оздоровительную инфраструктуру: «135 учреждений, из них 12 санаториев и профилакториев, 30 домов и баз отдыха и 84 туристические базы». И далее: «Ульяновская область по праву носит титул поволжской здравницы России. Здесь и всероссийские курорты на уникальной минеральной воде, и центры по очистке и восстановлению здоровья, центры родонотерапии».
– Регулярно каждый год идет снижение загрузки наших санаториев, – констатирует госпожа Слепова. – Конкуренция большая – самарцы повышают уровень обслуживания и укрепляют лечебную базу своих здравниц. То же в Татарстане. Все взялись за санатории, потому что санаторные туристы завязаны на лечении и остаются как минимум на две-три недели. Система поставок пациентов в лечебницы по социальным программам изживает себя, поэтому борьба за них ожесточается. Надо признать, что по сервису и по ценовой политике соседи демонстрируют большую гибкость.
Директор турагентства «ВолгаТур» Олег Ефремов подтверждает печальную тенденцию: в прошлом году в агентство не поступило ни одного звонка из Москвы, чтобы забронировать место в ульяновских здравницах. И это впервые.
По информации господина Ефремова, не пользуются спросом у иногородних и наши турбазы. Проживание в них по стоимости сопоставимо с проживанием в туристических комплексах соседних регионов, а по комфорту проигрывает значительно. Так что сами ульяновцы предпочитают отдыхать в Самарской области и Чувашии.
– У нас прекрасная природа, хороший климат, но купаться в открытом водоеме можно только два месяца в году. Для того чтобы к нам ехали из Центрального округа, нам нужны комфортабельные круглогодичные туристические комплексы с крытыми бассейнами с подогревом, спа-салонами, кортами, снегоходами и проч. Люди едут, прежде всего, отдыхать. И только потом у них возникает вопрос: «А что здесь можно посмотреть?» – и они отправляются на экскурсии. Неслучайно девяносто процентов путевок мы продаем на море, а не в экскурсионную Европу, – говорит глава «ВолгаТур».
Агротуризм как локомотив
Владислава Слепова на сложившуюся картину смотрит с большим оптимизмом:
– В нашей картотеке есть порядка ста баз отдыха. Из них для туристов из Центрального округа можно выбрать двадцать баз неплохого уровня. В том числе это агротуристические хозяйства, куда человек может приехать поохотиться, порыбачить при довольно хорошем уровне сервиса.
Три года назад в Старомайнском районе на берегу волжского залива появился агротуристический комплекс «Русский берег». Его основатель и хозяин Сергей Лаковский говорит, что агротуризм широко востребован в Европе, сорок процентов немцев уже отдыхает не заграницей, а у себя в сельской местности. «Русский берег» принимает гостей в круглогодичном режиме, а свой первый сезон 2009-го года завершил с чистой прибылью, которую Лаковский вложил в дальнейшее строительство комплекса.
Сегодня агротуристические комплексы развиваются в Инзенском, Цильнинском, Чердаклинском, Барышском, Тереньгульском районах. Спектр идей самый широкий – рыбалка на озерах, охота, пасечный туризм…
– В Ульяновском районе, в Новой Беденьге, работает уникальный Центр ремесел, – рассказывает госпожа Слепова, – где можно взять уроки ремесленного мастерства, покататься на квадрациклах, на лошадях, поучаствовать в раскопках, чего не делают пока нигде в России. Мои коллеги из соседних регионов последние несколько лет отмечают, что по ряду инфраструктурных проектов Ульяновская область является законодателем моды. Самый главный дефицит в туризме Ульяновской области – это предпринимательский ресурс в сфере создания и продаж турпродукта. Инфраструктурщик не должен заниматься продажами. Это другой бизнес. Всегда продает оператор.
Нет прибыли – нет интереса
Въездной туризм – дело хлопотное и неприбыльное. Отправив двух туристов заграницу, турагентства могут заработать столько же, сколько на приеме пяти – десяти групп школьников, которые приедут в ульяновские музеи из сельских районов Чувашии, Мордовии, Ульяновской области.
В марте 2001 года с целью развития внутреннего и въездного туризма в городах Поволжья туроператоры и турагентства из Саратова, Самары, Тольятти, Нижнего Новгорода и Ульяновска (агентство «ВолгаТур») создали межрегиональную туристическую компанию «Большая Волга». СМИ тогда отмечали, что проект ставит непростые задачи, тем более что реализуется без поддержки региональных властей.
– Мы привозили журналистов в рекламные туры, делали программы, ездили на выставку в Москву. Вложили кучу своих денег, но отдачи не получили, проект был убыточным, – рассказывает глава «ВолгаТур» о своем опыте и определяет нынешнюю позицию: – Вопрос в том, что конкретно я должен продавать? Какие турбазы? Какие экскурсионные, оздоровительные программы? Мне нужна рекламная продукция – буклеты, проспекты, диски…
На рабочем столе господина Ефремова – буклет с красочной презентацией туристических комплексов Самарской области, изданный Департаментом потребительского рынка и предпринимательства мэрии городского округа Тольятти.
– Рекламировать Ульяновскую область должна власть, – подытоживает бизнесмен.
Решимость власти использовать богатства региона для развития въездного туризма как отрасли экономики лет пять-шесть назад закрепилась рядом законотворческих актов. Были приняты программы по развитию туризма – и на муниципальном уровне, в Ульяновске, и на областном. Очень, впрочем, схожие по целям и задачам. Первая исчерпала себя по срокам в 2008-м году. С тех пор муниципалитет областного центра о туризме не вспоминает. Вторая рассчитана на период по 2010 год включительно.
В 2007 году впервые за многие годы в областном бюджете были выделены средства на развитие въездного туризма. Ульяновск стал активно принимать участие в межрегиональных и всероссийских туристических выставках-ярмарках.
Власть не может и не должна заменять бизнес, она должна помогать ему информационно – готовить презентационные материалы, устраивать встречи в Москве. Создавать турпродукт должны участники туристического рынка. Наши туристические фирмы в этой работе не заинтересованы, поскольку она не дает быстрой прибыли, отмечают эксперты.
В сухом остатке
У региона есть большие ресурсы для привлечения ночующего туриста, но нет турпродукта – предложения, объединяющего проезд, проживание, питание и экскурсионное обслуживание. Формировать турпродукт должны турфирмы, но им это невыгодно, поскольку на турпродукт нет спроса. Чтобы появился спрос, необходимо продвижение области как зоны, привлекательной для туризма. Продвижение – забота власти, которая последние два-три года позиционирует развитие въездного туризма как первоочередную задачу.
Два года назад между Самарой, Ульяновском и Татарстаном было подписано первое в России соглашение о межрегиональном туристическом сотрудничестве. Еще два региона заявили о своем интересе к данному соглашению. Но ульяновский турбизнес этот посыл проигнорировал. В этом году областное правительство заключило соглашения на уровне еще более высоком: в феврале – с Ростуризмом, а 15 марта в рамках пятой международной туристской выставки «Интурмаркет-2010» – с Ассоциацией туроператоров России. Что дальше?
В одном правовом поле
Проблема развития въездного туризма – общероссийская, но, по оценкам экспертов, в Ульяновске она стоит особенно остро: в других регионах турфирмы хотя бы пытаются работать на внутренний и въездной туризм. Даже к нашим Сенгилеевским горам группы возят самарцы.
Директор компании «Самараинтур», которая за три года привезла в Ульяновск более девяти тысяч туристов, оценивает эту сферу своего бизнеса весьма сдержанно: «Не в убыток». Между тем, господин Сегал называет развитие (въездного) внутреннего туризма «вещью правильной», рассматривая его как перспективу.
Директор туристического агентства «Ульяновский Спутник» Василий Силантьев считает, что подавляющее большинство участников туристического рынка Ульяновска не только не видит таких перспектив, но просто не хочет заниматься внутренним туризмом в принципе:
– У нас масса компаний, которые занимаются торговлей, строительством, хлебопекарным делом и попутно – продают путевки за границу. В туристический сезон в Ульяновске работает около 130 турагентств. Принцип большинства: купить подешевле, продать подороже, а там хоть трава не расти. Всем нужны короткие деньги. Весной, может быть, появится и двести турагентств. К сожалению, туризм в России считается самым легким бизнесом, с точки зрения его организации нужен стол, стул, компьютер, телефон и записная книжка, в которой двести-триста знакомых.
Большинство таких агентств работает по сомнительным налоговым схемам, считает глава агентства «Ульяновский Спутник». Как профессионал он знает, что, работая в правовом поле, невозможно продавать туры со скидкой в 10-15%. Однако таких предложений – масса. Люди на них клюют, платят деньги, получая взамен документы сомнительного содержания на обычном листке бумаги… Конечно, рискуют, зато экономят. Таков российский менталитет.
– Доходы, получаемые такой массой турагентств от направления ульяновцев за границу, размываются, что не дает возможности использовать эти средства для развития внутреннего туризма, – говорит господин Силантьев. Он считает правильным опыт Белоруссии, где действует жесткое правило: если хочешь зарабатывать на выездном туризме – вноси конкретный вклад в развитие туризма внутреннего.
На Рубиконе?
1 марта 2010 года подписан областной закон «О некоторых мерах по развитию туристской деятельности на территории Ульяновской области».
– Мы пришли к проектному управлению туризмом, – говорит Владислава Слепова. – Помогать всем – значит, не получать отдачи ни от кого. Поддержку, в частности максимальные налоговые льготы, информационное сопровождение, получат только сильные – «приоритетные туристские проекты». Деньги налогоплательщиков должны быть не компенсацией затрат отрасли, а инвестициями в прибыльные проекты, позволяющие получать устойчивый положительный результат.
Сегодня, по информации Департамента развития предпринимательства, на статус приоритетного претендуют 15-20 проектов. Среди них – Музей-заповедник «Родина В.И. Ленина», «Центр ремесел», агрокомплекс «Русский берег», «самарская компания «Волга-Флот-Тур». У «Спутника» есть интерес защитить туроператорский проект.
Кроме того, областной закон вводит понятие «туристский реестр», который будет содержать сведения о всех субъектах туриндустрии. В него включат компании, готовые пройти внутреннюю проверку власти. По задумке, реестр станет формой поддержки честного бизнеса.
Эксперты рынка отмечают, что сегодня необходимо разработать развития стратегию въездного туризма, развивать инфраструктуру, налаживать работу с крупными туроператорами, работающими во всероссийском масштабе и пытающимися развивать внутренний туризм, и формировать свой турпродукт. Если местный средний бизнес не рассматривает въездной туризм как интересную сферу приложения сил и средств, то выход только один – приглашать иногородних. Владислава Слепова полагает, что Ульяновская область в плане туризма сейчас находится на неком Рубиконе:
– Мы его проходим и начинаем формировать нашу бизнес-элиту, пускай даже с участием иногородних туроператоров. Это тот случай, когда мяч находится на поле бизнеса. Думаю, все решится в ближайшие два-три года. У тех игроков туристской индустрии, кто видит себя непосредственным участником этого процесса, есть возможность заявить о себе уже сейчас. Мы приглашаем участвовать в межрегиональной выставке «Жить и отдыхать на Волге», проводимой Правительством Ульяновской области 24 апреля 2010 года. Там же обсудим вопросы развития отрасли и поддержим в переговорах с турфирмами из соседних регионов.
Татьяна Захарычева