Потребители бизнесу нужны всякие. Однако большинству производителей товаров и услуг интересна все-таки целевая аудитория «активные люди 20-30 лет с доходом средним и выше среднего». Насколько этот тренд актуален для нашего региона?

Здравствуй, племя младое, незнакомое!

Молодежь – одна из самых привлекательных целевых аудиторий для мировых производителей. Только в Европе оборот продукции и услуг, рассчитанных на молодых покупателей, составляет сотни миллиардов евро в год. Множество производителей (от шоколадных батончиков до автомобилей) ориентировано только на удовлетворение покупательского спроса молодых.

В нашей стране производители также начинают понимать необходимость таргетирования потребительской аудитории. Хотя для отечественного маркетолога молодежная аудитория пока еще «terra incognita» – со своими малопонятными взрослому человеку ценностями, «странной» психологией, быстро меняющимися увлечениями. Тем не менее, сегодня это одно из самых актуальных направлений в бизнесе: молодые люди – активные потребители продуктов и услуг, и потребление для них, в первую очередь – акт самовыражения.

Кроме того, у нынешней молодежной свободы – серьезная материальная основа. Все больше людей до 30 лет начинают зарабатывать больше, чем необходимо для обеспечения основных потребностей человека. В студенческой среде (Ульяновск – не исключение) совмещение учебы и работы считается очень «cool».

По меркам социологов, молодость человека заканчивается в 35 лет, российское законодательство еще более сужает эти рамки.

– Молодежью, согласно законодательству России, считаются люди от 14 до 30 лет, – говорит председатель комитета по делам молодежи, физкультуре и спорту мэрии Ульяновска Александр Иванов. – Таковых в нашем городе 178 тысяч, это примерно треть от общего количества горожан.

Естественно, ульяновский бизнес не может быть равнодушен к этой многочисленной потребительской аудитории.

Хотя, если разобраться, никто из местных предпринимателей не делает ставку исключительно на молодежь. Отчасти это связано с тем, что в современном обществе активно пропагандируется культ молодости, сегодня никто не хочет стареть, по крайней мере, морально. Молодость становится образом жизни. И на этой струне играют салоны красоты, фитнес-клубы, продавцы косметологических средств, электроники, одежды, расширяя тем самым круг своих клиентов. И никого не удивляет, что, скажем, в бутике «Kira Plastinina», адресованном сверстницам юного дизайнера, можно встретить симбирянку «за сорок», которая покупает веселенькую розовую кофточку.

Все больше жительниц Ульяновска «элегантного возраста» хотят носить далеко не элегантную одежду таких молодежных марок, как Savage, Lilies, Zara Zara, F5, Твое, Сoncept Сlub, LTB…

Равнение на трендсеттера

Производители товаров и услуг во всем мире борются за умы и кошельки так называемых трендсеттеров – людей в возрасте от 18 до 31, которые ведут активный образ жизни и наиболее восприимчивы ко всему новому, в том числе, к услугам финансового сектора.

Идеальный клиент негосударственных пенсионных фондов в нашей стране – 22-летний молодой человек, который только что окончил вуз и начал работать. Однако в 22 года россияне совсем не думают о пенсии и в большинстве своем обходят офисы НПФ стороной… В Ульяновском филиале компании Росгосстрах корреспонденту «ДО» рассказали, что, как правило, человек начинает ответственно относиться к своему имуществу, заботиться о завтрашнем дне в более зрелом возрасте. Поэтому услуги ведущего страхового оператора в большей степени ориентированы на мужчин и женщин старше 28 лет.

Современный человек даже весьма солидного возраста уже не страдает технофобией, сегодня и 60-летние пополняют ряды пользователей Интернета. Тем не менее, именно молодежь является наиболее активным потребителем цифровых медиа. По данным фонда «Общественное мнение», около 58% всех интернет-пользователей в России – люди в возрасте от 16 до 24 лет.

Сегодняшние молодые люди практически живут в интерактивном мире, и это не случайно: у них достаточно свободного времени, и они «на ты» с технологиями. Кроме того, молодому человеку, как правило, легче дается не живое общение, а общение при помощи sms, Интернета и т.д.

– Главенствующим сегментом на рынке телекоммуникаций является продвинутая молодежь и представители бизнес-среды, которые выбирают передовые технологии, – отмечает директор Ульяновского регионального отделения Поволжского филиала ОАО «МегаФон» Сергей Давыдов. – И во многом они определяют стратегию развития высокотехнологичных услуг операторов.

Учись учиться

По данным управления образования мэрии Ульяновска, в 2010 году последний звонок прозвенит для более чем трех тысяч учеников города. А всего школы области выпустят порядка 33 тысяч ребят. Все они, по большому счету, являются целевой аудиторией для учреждений, оказывающих коммерческие образовательные услуги.

В этом плане и государственные, и негосударственные вузы чувствуют себя без особой уверенности: наряду с сокращением общего числа выпускников (сказываются последствия «демографической ямы» лихих 90-х) количество бюджетных мест в вузах, вопреки прогнозам, в 2010 году не сократилось, а по ряду технических специальностей, даже немного увеличилось. Естественно, при таком раскладе конкуренция в вузовской среде весьма жесткая. Да еще Рособразование грозится запретить набор студентов в вузы, где учится меньше 500 человек…

Как рассказали «ДО» в Ульяновском филиале Института международного права и экономики им. А. С. Грибоедова (который присутствует на местном рынке уже 16 лет), в 2008 году на первый курс сюда поступило более 400 ульяновцев, в 2009 году – 360. В 2010 году ситуация для вуза могла быть еще хуже, но… не было бы счастья, да несчастье помогло: ряд филиалов и представительств частных и государственных вузов в кризис свернули свою деятельность в нашем регионе.

Среди 1,5 тысяч студентов ульяновского филиала ИМПиЭ им. А. С. Грибоедова есть и 50-летние, но стратегически важная аудитория для вуза – все-таки выпускники школ и колледжей. А вот, скажем, в УлГТУ коммерческие образовательные услуги (профессиональная подготовка и переподготовка специалистов, ОШБ, Программы МВА, дистанционные технологии обучения) больше рассчитаны на взрослых ульяновцев.

Танцуй, пока молодой, мальчик

Ценовая политика таких ульяновских заведений общественного питания, как «Первак», «Мишель», «Дюк», «Кеды» ориентирована на достаточно состоятельного гражданина «за 30». Ульяновская молодежь – завсегдатай более дешевых фуд-кортов торгово-развлекательных центров, пиццерий, кофеен. Говорят, самые нелюбимые клиенты общепита – это компания 15-16-летних, которая с чайником чая часами сидит в заведении. Впрочем, проблемные клиенты есть в любой возрастной аудитории.

Дмитрий Акулин, который вместе с бизнес-партнером Дамиром Хайровым реализовал проект первого в Ульяновске lounge-cafe, рассказал, что порядка 90% посетителей «Улья» – это молодежь до 30 лет (студенты, менеджеры среднего звена). Соответственно, именно этой категории в первую очередь адресовано музыкальное сопровождение в заведении, ролики на видеоэкранах, световое оформление, всевозможные мероприятия: промо-акции, модные дефиле.

В целом же ульяновская индустрия развлечений, которая, несмотря на кризис, развивается неплохими темпами, поглощена борьбой за молодежь, открытой всему новому. Молодежь – основные посетители киносеансов в формате 3D, который у нас появился недавно. В крупных российских городах уже вовсю показывают фильмы в формате 4D, но из-за дороговизны технологий появление «суперобъемных» кинотеатров в Ульяновске задерживается.

– Основная возрастная категория посетителей наших кинотеатров – 18-25 лет, ульяновская молодежь стабильно, два раза в месяц ходит в кино, – отмечает начальник отдела рекламы компании «Иваноффъ» Татьяна Донченко. По наблюдениям кинопрокатчиков, земляки в возрасте 40-50 лет – обеспеченная, но «трудноподъемная» публика. Для них ведущим средством коммуникации является телевизор, а в кино они ходят чуть ли не раз в год, как правило, на широко разрекламированные патриотические блок-бастеры типа «Адмирал» или «Тарас Бульба».

Да и заядлые театралы – это уже не рафинированные дамы пенсионного возраста. По словам директора Ульяновского областного драматического театра Натальи Никаноровой, самая активная театральная публика (порядка 70% от общего числа посетителей) – молодежь от 16 до 24 лет. У драмтеатра заключены договоры со многими высшими и средними учебными заведениями Ульяновска, и репертуар строится под юношескую аудиторию.

Когда-то считалось, что ночные клубы рассчитаны на молодежь, которой претит тихий семейный досуг у телевизора и у которой есть силы веселиться до утра. Однако сегодня и в «Эгоисте», и в «Мамбе», и в «Портале», и тем более, в «Золотой лагуне» можно встретить дам едва ли не бальзаковского возраста и седовласых мужчин в дорогих костюмах.

– И все-таки наша стратегически важная аудитория – это молодежь от 18 до 24 лет. Это обуславливается ее возрастной активностью, а также большей свободой от житейских забот, – говорит замдиректора по развитию Развлекательного комплекса «Пятое Солнце» Надежда Непоспехова. – Данная аудитория – активная, целеустремленная, с амбициями и новыми взглядами на реальность. Я бы их назвала «новые люди». С ними нет сложности в работе, главное – успеть за их стремительным развитием, предугадать, обогнать, удивить!

«Удивляют» в «Пятом солнце», в первую очередь, специализированными вечеринками, каждый раз придумывая разные по концепции и тематике. Чтобы привлечь молодежь, здесь экспериментируют с ценовой политикой, распространяют флаеры, приглашают в клуб разных ди-джеев и исполнителей, обновляют меню. В будущем планируется обновление и совершенствование качества звука и света, и, конечно же, новые вечеринки.

Поколение NEXT

Согласно данным ООН, население мира стремительно стареет, аудитория «от 50-ти и старше» сегодня самая быстрорастущая в мире: спасибо бэби-буму 1946-1964 годов и… кризису рождаемости конца 20 века. По прогнозам, в 2050 году пожилые люди составят в среднем по миру 20% населения, а в развитых странах – все 30.

Не лучше демографическая ситуация и в России. В 2008 году в нашей стране проживали 141,9 млн. человек, показатель прироста населения составлял всего 0,3%. Влиятельная американская исследовательская организация Population Reference Bureau (Бюро по исследованию численности населения) сделала вывод: если такая плачевная ситуация с рождаемостью не изменится, то уже к 2025 году количество россиян сократится до 129,3 млн. человек, а к 2050 году – до 110, 1 млн. Средний возраст россиянина сегодня – 37,8 года (в 1998 году этот показатель составлял 30 лет).

Вызывает тревогу демографическая ситуация и в Ульяновской области. На сегодняшний день в регионе проживает более 309 тысяч пенсионеров по возрасту, что составляет более 23% от численности населения области. Судя по всему, количество пенсионеров на тысячу лиц трудоспособного возраста будет только увеличиваться. По данным комитета здравоохранения мэрии Ульяновска, с 1 января по 25 февраля 2010 года в областном центре родилось 963 младенца – на 89 человек меньше в сравнении с аналогичным периодом 2009 года. За это же время умерло 1206 ульяновцев, что на 36 случаев больше, чем год назад.

Задача государственной важности – увеличение продолжительности жизни и сокращение уровня смертности населения. В Ульяновской области также разработан комплекс мер, направленных на улучшение демографии. Как отметила заместитель директора Департамента социальной защиты населения Ульяновской области Зинаида Кудинова, среди основных целей Концепции демографического развития – повышение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза.

В Ульяновске действует и городская целевая программа «Молодежь 2010-2012», на реализацию мероприятий которой бюджетом города предусмотрено более 85 млн. рублей.

И хотя маркетологи утверждают, что сильные старики – главная надежда потребительских рынков в ближайшие годы, невозможно даже представить, что молодежная потребительская группа когда-нибудь станет для бизнеса неинтересной. Молодежь – это динамика, амбициозное стремление не только узнать, но и попробовать новые потребительские продукты или услуги и изменить с их помощью свою жизнь к лучшему. Бизнесу важно не упустить возможность воспользоваться этим и в будущем.

Научит бизнес «интеллектиков»

В Ульяновске начал работать детский учебно-развивающий клуб «Интеллектика». Он объединил более 300 талантливых креативных ребят из разных школ города, которые владеют навыками активного дискуссионного общения, стремятся участвовать в олимпиадах, конкурсах, узнавать что-то новое.

– Из такого порядка отбора ясно вытекают основные задачи клуба, – говорит организатор и руководитель «Интеллектики», известный ульяновский предприниматель Владимир Рыжих. – Мы планируем развивать знания ребят по основным предметам, знакомить их с основами бизнеса для более точной профессиональной ориентации, учить поведению в непростых жизненных ситуациях, привлекать к участию в спортивных и культурных мероприятиях – то есть, готовить к успешной взрослой жизни.

Основа занятий «Интеллектики» – самостоятельная работа над заданиями по математике, русскому и английскому языкам, бизнесу. Раз в месяц в Музее народного образования проходят сессии клуба, где разбираются наиболее трудные задачи. А занятия по бизнесу, рекламе, маркетингу в игровой дискуссионной форме проводятся на базе ульяновских компаний.

В «Интеллектике» в почете спорт и физкультура. Ребята соревнуются в таких видах спорта, как плавание, лыжи, коньки, спортивные игры. Соревнования объединены в единую систему «Спортивный рейтинг», победители в общем зачете получают денежные премии. А гордость клуба – проведение игровых тренингов по жизненно важным темам, связанным с воспитанием успешного человека.

Заявки на участие в клубе «Интеллектика» отправляйте на адрес dinasty39@yndex.ru или по факсу (8422) 44-26-07.

Татьяна Задорожняя