Победа для жительницы Ульяновской области наступила лишь в августе 1945-го

Татьяна НИКИФОРОВА

Сегодня Марии Андреевне Мечтаговой 89 лет. Живет эта милая старушка в небольшом селе, расположенном в Майнском районе. Домик Марии Андреевны сейчас пуст: дети, внуки и правнуки давно перебрались в город. А сама бабушка лишь изредка выходит из комнаты в сени или на улицу: зимой дом заметает снегом так, что дверь не открывается, а сейчас везде большие лужи, да и необходимости выходить куда-либо нет. Все, что нужно для быта, находится в одной комнате. Впрочем, было время, когда Мария Андреевна жила и вовсе без удобств…

Радистка

Жила в селе Репьевка Колхозная девушка Мария. Росла вместе с сестрой в обычной семье. Работала налоговым агентом. В 1941 году началась Великая Отечественная война и практически сразу на фронт забрали отца. А осенью 1943 года 22-летняя девушка сама получила повестку.

– На пересыльных нас доставили в Ульяновск, – рассказывает Мария Андреевна.- Никто не объяснял, что мы будем делать, а просто погрузили в эшелон и повезли в украинский город Красноармейск. Разместили нас в разрушенном бомбежками заводе и начали готовить к службе.

Девчонок сразу разделили на группы. Одним предстояло стать наблюдателями, другим – радистами. Первым предстояло каждый день, сменяясь, стоять на вышках и следить за вражескими самолетами. Если таковые были замечены, то девушки сразу же сообщали об этом по телефону тем, кто находился на земле. Мария стала радисткой. Ей предстояло всюду таскать за собой рацию, прием-передатчик, огромные мачты, карабин и вещмешок! Машины, конечно, не было. Такого оборота событий 22-летняя девушка не ожидала.

«Было очень страшно!»

Пройдя обучение, девушки приняли присягу. Из мужчин рядом были лишь командир роты и командир взвода, поэтому на помощь сильного пола никто не надеялся, но выжить в этой войне очень хотелось.

Наконец, девчонок разделили на группы. В каждой были начальник поста, три наблюдателя и два радиста.

– Так мы поехали на фронт, – продолжает Мария Андреевна. – Прошли весь юго-запад: Украина. Чехословакия, Венгрия, Австрия… Как же там было страшно!

В ужас пришли девчонки, когда «познакомились» с бендеровцами. Нападали они в любое время, ничего не боясь. А однажды ночью на двух постах и убили всех дежуривших. Такого на памяти Марии еще не было. Известие об этом ЧП всполошило всех. Той же ночью ее группу сняли с поста, погрузили в машину и передислоцировали на другое место. Однако от страха лихорадило еще долго.

Жила Мария с сослуживцами в землянках. Спали, порой, на полу, а иногда и вовсе было не до сна. Питались сухпайками. О простых удобствах и речи быть не могло. Часто негде было просто умыться, постирать вещи. Многие страдали из-за педикулеза…

Жутко было перебираться и в новые места. Однажды молодую Марию забросили в чужое село ночью и оставили в заброшенном доме.

– Отвезли меня в какой-то дом на окраине. Командир роты пожал ручку и сказал: «Счастливо оставаться! Разворачивайся и налаживай связь!». Деваться было некуда.

Остальная часть группы подошла только к утру…

Война закончилась на три месяца позже

В Чехословакии радистке и вовсе пришлось пережить ежедневные бомбежки. В Бельцах каждую ночь в 23.00 начинался настоящий ад – бомбили. Однако, привыкнув к тому, что время всегда было одно и тоже, наши потери были минимизированы. Но однажды бомбить начали утром.

– Я помню, как дрожали стекла и стены. Было жутко, осколки летели во все стороны. За считанные минуты разбили всю станцию.

Группа Марии Андреевны все время тянулась за фронтом. Многое повидала 22-летняя девушка, немало орденов и медалей сегодня на руках у 89-летней женщины. Среди них есть даже – за взятие Будапешта и Вены.

Война для радистки завершилась в Австрии лишь в августе 45-го. К тому времени фронт уже отнял у девушки отца. Прошагав весь европейский юго-запад, девушка вернулась к себе на малую родину, в Ульяновскую область.

Чтобы помнили…

После войны Мария устроилась на работу и вышла замуж. Вскоре у нее родились двое детей. Именно они сейчас и заботятся о бывшей радистке, которая после войны до 70-ти лет трудилась на благо страны. Двадцать из них проработала ветеран на молочной ферме учетчиком.

Сейчас уже забыты былые заслуги и фронтовые, и гражданские. И дело вовсе не в автомобиле, который ветерану войны так и не дали даже после двух попыток, и не в рушащемся ветхом домике, а в простом человеческом отношении.

– В селе у нас осталось лишь пять человек, которые защищали страну от фашистов, – рассказывает ветеран войны, – а раньше ведь было много. Недавно привезли нас на вручение юбилейных медалей. Наградили, спасибо. Трем ветеранам подарили сотовые телефоны. А мне стационарный телефон дочка сделала. Еще один ветеран живет у сына. В его доме тоже есть аппарат. Вот нам и не стали сотовые дарить. Обидно. Дали хотя бы по коробке конфет, а так получилось, словно мы чем-то хуже остальных ветеранов…

Казалось бы, что это каприз пожилого человека, ведь многие говорят, что старики, как дети. Однако именно из таких вот мелочей и состоит жизнь. Эти крупинки – знаки внимания, которые приносят радость тем, кто теперь лишь изредка вспоминает, что это такое, быть счастливым. И наверняка Мария Андреевна не единственная, с кем произошел подобный случай. Просто, видимо, многие уже позабыли, как досталась Победа в Великой Отечественной войне.