16 апреля 1970 года в Ульяновске был торжественно открыт Мемориальный центр
В конце октября 1967 года главный инженер Главульяновскстроя Геннадий Анциферов выехал в Москву, в Министерство строительства СССР, к заместителю министра Александру Петровичу Кротову. В то время он курировал строительство Ленинской мемориальной зоны в Ульяновске.
Вскоре Главульяновскстрой и генподрядный трест №1 были укреплены опытными кадрами. Со всех концов страны в Ульяновск съезжались очень грамотные, толковые специалисты и квалифицированные рабочие. Начальником главка был назначен Владислав Федорович Селиверстов из Горького. Начальником СМУ-1 стал Иван Ро-гашов, главным инженером – Геннадий Кожинов. На основные общестроительные работы подобрали молодого инженера Юрия Бондаренко. За строительство Мемцентра он впоследствии был награжден орденом Ленина.
Послание потомкам
Автор проекта Мемориального центра – заслуженный архитектор РСФСР Борис Сергеевич Мезенцев.
За два с половиной года строителям и монтажникам необходимо было выполнить, соблюдая технологию, на высочайшем качественном уровне, огромную работу. Физические объемы поражали воображение. Так, только на Мемцентре следовало смонтировать почти девять тысяч тонн металлоконструкций и витражей. В конструкции зданий предстояло уложить более 65 тысяч кубометров кирпичной кладки, монолитного и сборного железобетона. Необходимо было также облицевать стены и полы мрамором, гранитом и деревом (щитами и клепкой), оштукатурить поверхности, покрыть полы синтетическими коврами и щитовым паркетом на площади более 110 тысяч квадратных метров.
К осени 1967 года коллективы СМУ-1 (А. Бирюков) и УМ-1 (В. Максимов) вместе со службами горисполкома провели ряд подготовительных работ, то есть снос строений, частичную планировку, подготовку котлована для свайных полей и их ростверкам.
А 22 апреля 1967 года была осуществлена закладка капсулы с письмом к потомкам. Ее разместили в нише около одной из колонн башни Мемцентра, где расположен Большой зал. Капсулу торжественно заложили ответственные руководители партии, члены ЦК КПСС: первый секретарь Ульяновского обкома Анатолий Андрианович Скочилов, секретарь ЦК КПСС Борис Николаевич Пономарев, председатель облисполкома Владимир Петрович Васильев и другие. Работы по укрытию капсулы выполняла бригада Анатолия Лукьяничева под руководством начальника СМУ-1 Анатолия Бирюкова.
«Нулевой цикл»
Большая подготовительная работа перед началом строительства и в его ходе была проведена на предприятиях стройиндустрии Главульяновскстроя. В исключительно короткие сроки здесь было организовано производство нетиповых железобетонных конструкций: колонн, балок, плоских и ребристых плит перекрытий, стеновых керамзитобетонных панелей.
В период строительства промышленные предприятия Ульяновска своевременно и в большом объеме выполняли заказы по изготовлению индивидуальных изделий и оснастки из цветного и черного металлов. Исключительное внимание строительству Ленинского мемориала уделяли все предприятия и заводы других областей и республик Советского Союза.
Основание под ростверки Мемориального центра было запроектировано «свайными кустами» под каждую из 50 железобетонных колонн высотой 7,5 метра и диаметром 0,8 метра, облицованных белым мрамором. В зависимости от несущей способности колонн, в «кусте» насчитывалось 2-3-4 сваи диаметром до 1,3 метра и заложенных на глубину 13 метров. Перед монтажом арматурного каркаса из каждой скважины с проектной отметки бралась проба грунта для сопоставления с проектными данными.
Монолитные сваи, ростверки, стены подвалов и другие работы нулевого цикла выполняла бригада плотников-бетонщиков Михаила Семенова.
Рационализаторские новшества
В процессе инженерной подготовки много внимания уделялось не только технологичности и организации строительного производства, но и качеству и надежности строительных конструкций. Причем строители внесли немало рационализаторских предложений, придумали много умных и эффективных новшеств.
Например, очень удачно была выполнена механизация монтажа железобетонных поддонов по внутреннему и наружному периметру платформы здания. Предложенный ранее вариант использования лебедок был не только трудоемок, но и менее доступен точности навески и рихтовки. Механиками СМУ-1 был осуществлен прием монтажа краном К-161, на стреле которого была устроена площадка-укосина. Уложенный на нее поддон, весом 2 тонны, монтировался в проектное положение.
Серьезную трудность в исполнении представлял подвесной потолок. Механизировать монтаж плит оказалось практически невозможным. Нарушалась четкость рисунка потолка, и требовалось огромное количество крепежных элементов. По предложению отделочников Главмосстроя, почти 8000 квадратных метров подвесных потолков выполнили «заливным» методом. Это не нарушило архитектурных замыслов авторов проекта, зато определило высокую степень механизации, качество и надежность конструкций.
Мемцентр «пополз»?
В конце февраля 1970 года, в самый ответственный момент, на Мемориальном центре обнаружилось тревожное «поведение» опорных конструкций главной башни, где располагался Ленинский торжественный зал.
Главный геодезист В. Цитович зафиксировал угрожающие тенденции просадок четырех колонн. Именно на них опирался каркас башни с обстроем и ограждающими конструкциями весом более 4 тысяч тонн. По проекту, при полной нагрузке здания, просадка предусматривалась в пределах 50-60 миллиметров. А она уже, без эксплуатационных нагрузок (в об-строе планировалось еще разместить библиотеку на 20 тысяч томов), достигла 80 миллиметров. Но самое неприятное было то, что просадка неудержимо продолжалась по 4-6 мм в сутки!
Забили тревогу. Первый секретарь обкома А. Скочилов пригласил консультантов – ученых-геологов со всего Поволжья. Срочно организовали инженерно-техническую группу, которая должна была выяснить причины и представить свои предложения по предотвращению катастрофы. Возглавил этот экспертно-аналитический совет заместитель директора ЦНИИЭП по научной работе, знаменитый инженер-расчетчик, доктор технических наук Николай Васильевич Никитин. Это был человек с мировым именем, автор уникальных проектов Останкинской телебашни, МГУ, знаменитого дворца в Варшаве и других величайших сооружений 20 века.
После консультаций на совещании было принято решение расширить ростверк и заложить дополнительно сваи методом «вдавливания» мощными домкратами. Н. Никитин взялся сделать проверочный расчет на конечную величину осадки здания, и, если она не нарушит опорных узлов металлоконструкций, усиление не проводить.
По расчетам Н. Никитина, осадка башни допускалась на 250 миллиметров. К середине апреля с явным затуханием здание осело на 210 миллиметров и, к всеобщему удовлетворению, деформации прекратились. Но все чего-то ждали, и ожидание было тягостным. Наконец, Николай Васильевич Никитин, взяв на себя огромную ответственность, сообщил по телефону: «Осаду снять, усиление не проводить».
На объекте – Фурцева!
В начале марта 1970 года Всесоюзную ударную комсомольскую стройку в Ульяновске посетила министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Ее занимали не столько строительные вопросы и готовность объекта. Она нисколько не сомневалась, что Мемцентр будет сдан в эксплуатацию к юбилею В.И. Ленина. Екатерину Алексеевну больше интересовало, на какие средства обком и облисполком будут содержать этот комплекс. В советские времена деньги тоже умели считать! Очень много вопросов она задавала секретарю обкома А. Скочилову и председателю облисполкома В. Васильеву.
Известно, что главный зал Мем-центра на 1400 мест сначала задумывался как обыкновенный кинотеатр. После его осмотра Екатерина Алексеевна предложила выполнить оркестровую «яму» и расширить сценические «карманы», что позволило бы проводить здесь концерты и ставить драматические произведения. Е. Фурцева очень тактично, ненавязчиво подводила руководителей области к мысли, что такой дорогой и красивый зал мог бы использоваться более эффективно и приносить выручку.
Медаль для Зыкиной
И вот 31 марта 1970 года Государственная приемочная комиссия, которую возглавлял председатель Госстроя РСФСР Д. Басилов, с оценкой «отлично» приняла в эксплуатацию объекты Ленинского мемориала.
А 16 апреля в Ульяновск прибыл Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. На торжественном открытии Мемцентра он выступил с большим докладом. Генсек тепло поблагодарил ульяновцев за сохранность и любовное содержание мест, связанных с семьей Ульяновых. После праздничного концерта Леонид Ильич и сопровождавшие его лица удалились в банкетный зал, где было подготовлено «кремлевское угощение».
Во время проводов высоких гостей в вестибюле зрительного зала неожиданно появилась одиноко стоящая и кого-то ожидающая Людмила Зыкина. Старший прораб Юрий Бондаренко вдруг схватил Геннадия Анциферова за руку и подвел к ней, как к старой знакомой. Бойко и непринужденно представившись знаменитой певице, он вдруг снял со своего пиджака медаль «Строитель Ленинского мемориального комплекса» и вручил ее растроганной Зыкиной. При этом Юрий Бондаренко восторженно добавил:
– Это вам за те незабываемые минуты радости, что вы доставили нам своим несравненным талантом!
…Талантливы были архитекторы и строители, которые, перекрыв все мыслимые нормативные сроки, спроектировали и возвели Мемцентр и другие величественные объекты Ленинской мемориальной зоны.
Подготовил Александр Лайков