За день до премьеры на арене ульяновского цирка «Молодёжка» встретилась со знаменитым дрессировщиком, Народным артистом России Николаем Павленко и его тиграми.
Укротитель Николай Карпович Павленко признан лучшим на планете дрессировщиком тигров и награждён в Монте-Карло призом «Золотой клоун» – это абсолютная вершина мирового признания в цирковом мире. Его дрессура уникальна – нигде больше укротители не работают в клетке одновременно с таким количеством хищников, тем более тигров. В представлениях Николая Павленко участвуют 14 полосатых кошек. Но даже эта цифра – не предел, дрессировщик работал и с 20-ю тиграми одновременно.
В Ульяновске дрессировщик впервые, хотя гастролирует уже более 30 лет.
– На моих представлениях сменилось уже не одно поколение зрителей, но они ничем не отличаются друг от друга, – признался Николай Карпович. – Есть люди, любящие животных, а есть те, кто их не любит, но всё равно приходят в цирк. Зачем? Извечная жажда зрелища, но не любовь. Я же получаю огромное удовольствие, ухаживая за животными, заботясь о них. Ведь каждый тигр выращен и воспитан мною с рождения.
Историческая родина этих тигров – остров Суматра, что в Индийском океане, отсюда их экзотическое название – суматранские. Сегодня в полосатой труппе работают уже несколько поколений тигров. Все эти звери родились и выросли в неволе. Более того, вопреки общемировым цирковым стандартам, все тигры Николая Павленко живут в одном вольере.
– В дикой природе, где нужно добывать пропитание и место под солнцем, хищник постоянно начеку, • рассказывает Николай Павленко. – В неволе, в клетках, тигры очень скучают, потому их нельзя лишать общения друг с другом. У каждого хищника свой характер, среди них есть и талантливые, и бездарные…
Артисты в полоску
Но, несмотря на степень одарённости, каждый тигр в этой труппе по цирковым меркам – народный артист России: это отборные животные, всё лучшее в цирке – в первую очередь для них. Тигры даже в дикой природе питаются не каждый день, в труппе Николая Павленко каждого шерхана ежедневно ждёт 6,5 килограммов свежего мяса, а на всю труппу в месяц уходит 5-6 тонн.
Мы побывали под шатром ульяновского цирка как раз в день прибытия хищников, когда звери, выгруженные из пяти фур, вольготно отдыхали в клетках. Благородная порода полосатой кошки чувствуется во всём – в королевской осанке, в затаённой силе, которую тигр не растрачивает впустую, бравируя перед случайными зрителями. И, конечно, в гордом и внимательном взгляде – человек так не смотрит: выжидательно, неотрывно, словно и глазами, как лапой, в любое мгновение готов сразить наповал. Во время нашего визита один из хищников заметил у клетки человека в белых кроссовках. В мгновение ока зверь закаменел в угрожающей стойке, нацелившись каждым мускулом на белое пятно: тигры, как дети, им интересно всё новое, правда, любопытство у них с клыками.
Один на миллион
Есть среди клыкастых хищников и ручной тигр – Тед. Он живёт отдельно от прочих тигров и не выходит на манеж: хищник болен и очень слаб, ведь в природе тигры живут 8-9 лет, а Теду скоро исполнится 21 год!
– Настоящий феномен, случай – один на миллион, – рассказывает Артур Минасов, клоун. – За всю историю цирка приручить удалось только двоих тигров: один из них снимался в фильме «Полосатый рейс», второй – наш Тед. За 20 лет ни одного броска на человека, с ним фотографировались дети, он был на приёме у Папы Римского и принца Монако.
Тигры – безусловный гвоздь программы, однако вместе с ними прибыли и другие животные. Японские собаки породы шпиц, экзотические птицы, несколько зверьков – носух. Эти юркие создания, напоминающие енота, не поддаются дрессуре. Но в труппе Павленко они лихо выполняют цирковые номера.
Кстати, в Красноярске, откуда труппа приехала в Ульяновск, одного из белоснежных шпицев приобрёл Филипп Киркоров.
– Этот случай бурно обсуждали, – говорит Николай Павленко. – Но дальше пересудов, во сколько обошлась ему эта «звёздная» забава, речи не шло. Ведь гораздо важнее, что человек испытывает, когда рядом с ним это чудо -преданное, милое, восхитительное существо. Это такие важные вещи, а их не замечают в угоду пустым разговорам о стоимости. И всё же, сегодня цирк – самый чистый, незапятнанный вид искусства, который никогда не умрёт.
Екатерина ПОЗДНЯКОВА