22 апреля исполнилось 140 лет со дня рождения Владимира Ульянова (Ленина), основателя первого в мире социалистического государства. «Своим трудолюбием, умом и другими прекрасными человеческими качествами Владимир Ильич был обязан именно своей семье, своему отцу», — уверена заведующая Квартирой-музеем В.И.Ленина Марина Субина. Илье Николаевичу она посвятила свое эссе.

— В сентябре 2009 года исполнилось 140 лет со времени приезда Ульяновых в Симбирск, в связи с назначением главы семейства Ильи Николаевича инспектором народных училищ Симбирской губернии. Губерния стала для демократа, сторонника приобщения крепостного народа России к культуре и образованию Ульянова «широким полем деятельности». До 1866 года, до его приезда, в Симбирске по статистике насчитывалось 639 школ с десятью тысячами учащихся. После инспектирования Ульяновым в 1869 году оказалось на поверку только 462 школы, из которых реально можно было назвать школами только 89. Через 17 лет уже действовало 462 школы, где обучались 20 тысяч учеников, отстроено 259 новых школьных зданий, создано 400 библиотек, комплектованием которых лично занимался Илья Ульянов. А в 1872 году открыта Порецкая учительская семинария – кузница педагогических кадров для народных училищ губернии. «Под его руководством и влиянием выросла целая плеяда учителей, считавшихся тогда образцовыми. Личность Ильи Николаевича, этого беспримерного труженика, при всей своей простоте, трогательной, почти детской наивности и несколько преувеличенной вере в успех своего дела, в людей, в то, что они добры, и, если не теперь, то скоро, очень скоро полюбят школу и придут к ней на помощь, так высока, что не поддается описанию», — вспоминал писатель и единомышленник Ульянова В.Назарьев.

Большой интерес вызывает отношение Ильи Ульянова к религии и церкви, учитывая, что старшие его дети Александр и Владимир с 16 лет считали себя атеистами. Русское общество середины XIX века отличалось крепкими религиозными устоями. Представить русского человека вне Церкви было невозможно и недопустимо. Христианское мировоззрение лежало в основе всех сфер жизни, культуры и образования. Биограф семьи Ульяновых Анна Ульянова-Елизарова вспоминала: «Отец наш был искренне и глубоко верующим человеком и воспитывал в этом духе детей. Но его религиозное чувство было, так сказать, совсем чистым, чуждым всякой партийности и какой-либо приспособляемости к тому, что было „принято“. Это было религиозным чувством Жуковского, поэта, любимого отцом, религиозным чувством гораздо более любимого Некрасова, выразившимся, например, в поэме „Тишина“, отрывки из которой отец любил цитировать. В те времена в школах и гимназии учебный день начинался с всеобщей молитвы. От детей требовалось говенье, посещение церкви. Дети И.Н.Ульянова видели убежденного человека, за которым шли, пока были малы. Когда же у них складывались свои убеждения, они просто и спокойно заявляли, что не пойдут в церковь (помню такой случай с братом Александром), и никакому давлению не подвергались». Действительно, увлеченный химией и биологией старший сын Александр, атеизм которого укрепился от знакомства с произведениями Писарева, однажды за семейным обедом твердо ответил отцу «Нет!» на вопрос «Ты нынче к всенощной пойдешь?» И вопросы эти больше отцом не задавались. Он уважал мнение взрослых детей. Разрыв Владимира Ульянова с верой произошел в 16 лет, при жизни отца, о чем свидетельствует «Биографическая хроника»: «1885 – ранее 12(24) января 1886 Ленин порывает с религией».

Православного вероисповедания была и супруга Ильи Николаевича — Мария Александровна, большая домоседка. Анна Ульянова-Елизарова вспоминала о религиозном чувстве Марии Александровны в момент серьезной болезни Александра: «Помню поразившее меня отчаяние матери: она упала на колени перед образом, шепнув мне: „Молись за Сашу!“; помню, как она оторвала от груди, перебросив няне, ревущего Володю и кинулась к Саше, которому было тогда очевидно плохо».

Сам глава семьи Ульяновых, как передовой человек своего времени, сочетал веру в бога со знанием современной научной картины мира. Он получил образование на математическом факультете Казанского университета, был прекрасным преподавателем физики и математики, педагогом-методистом, занимался метеорологией и писал научные доклады. Верил в результаты наблюдений, экспериментов, в справедливость естественнонаучных представлений. Дети от отца восприняли любовь к естественным и гуманитарным наукам, приверженность к передовым идеям. В то же время он видел, что развивающееся естествознание приводило ученых к обобщениям, вступавшим в конфликт с религией. Его естественнонаучные представления во многом согласовались с материалистическим учением. Этот взгляд на окружающий мир усваивался и детьми. Дома у Ульяновых были новые книги по проблемам естествознания, 60 изданий по математике, физике и метеорологии, газеты и журналы, даже экспериментальное оборудование. Например, для наглядного объяснения детям сложной структуры Вселенной, движения в космосе Илья Николаевич использовал прибор теллурий. «Он выписал астрономический прибор, состоящий из лампы, которая играла роль Солнца и освещала Землю и Луну – маленький глобус (Земля) и серебристый шарик (Луна)», — вспоминал сын Дмитрий.

Власти Российской империи всегда с подозрением относились к прогрессивным методам воспитания и обучения, к расширению курса естествознания в школе. Даже в классической гимназии курс естествознания составлял лишь 16% учебного времени, а отжившие древние языки – латынь и греческий — 36%. Илья Николаевич ввел в курс естествознания в народной школе физику и химию. Помещики и духовенство обеспокоились ослаблением в низах православной веры. Встревожились местные власти и проходившим в 1881 году в Симбирске под руководством Ульянова Съездом инспекторов народных училищ. Съезд решил, вопреки мнению Святейшего Синода и духовенства, сократить число уроков по Закону Божьему в школах. Духовенство выступило в «Симбирской земской газете» (28 марта 1882 года) с жалобой, что съезд «нашел возможным исключить из программы 11 уроков… без всяких мотивов, и в таком обрезанном виде рекомендовал программу эту законоучителям к руководству». Власти с недоверием относились к инспектору народных училищ Ульянову, опасаясь дальнейшего усиления его новаторских позиций в школе. В 1880-е годы усилились гонения на народных учителей и детище Ульянова – земскую школу и По- рецкую учительскую семинарию. Председатель Буинского уездного училищного совета протоиерей А.И.Баратынский обвинил воспитанников Порецкой семинарии в недостаточной устойчивости «в своих религиозных понятиях». Илья Николаевич очень переживал и рассказывал дочери Анне, приехавшей на каникулы в 1885 году, «что у правительства теперь тенденция строить церковно-приходские школы, заменять ими земские». Противоречие между принципами педагогической деятельности Ульянова и политикой правящих кругов переросли в конфликт, который закончился трагически – смертью просветителя в неполные 55 лет. Как писала старшая дочь, деятельность отца «стала подпадать под подозрение». На протяжении многих лет шли донесения в Казанский учебный округ, из Казани — в Петербург. По выслуге 25 лет в 1881 году Илья Ульянов был оставлен на службе не на пять лет, как это обычно было, а всего только на год. Правда, после отставки министра А.А.Сабурова срок продлили до пяти лет. 15 января 1886 года министр народного просвещения И.Д.Делянов подписал указ, согласно которому директор народных училищ Симбирской губернии действительный статский советник Ульянов оставлялся на службе лишь по 1 июля 1887 года. Ульянов об этом указе не узнал. Он скончался 12 января 1886 года…

(Печатается в сокращении).