6 ноября 1943 года Николай Сидорский, тогда еще семнадцатилетний паренек, в котором было полтора метра роста и сорок семь килограммов веса, был мобилизован в Красную Армию на защиту Родины. Он был зачислен в 27 учебный автомобильный полк, который дислоцировался в поселке Измайлово Ульяновской области. Здесь Николай проучился до апреля 1944 года.

В апреле приехала квалификационная комиссия из ГАИ Ульяновской области и приняла у претендентов экзамены на звание шофера 3 класса. После получения удостоверения Николай был направлен в Москву для прохождения службы в 238 отдельном батальоне. На вооружение автобата поступили новейшие американские «Студебеккеры», «Форды» и «Доджи». Учились же мальчишки шоферскому делу на стареньких «ГАЗ-ММ» и «ЗИС-5». Пришлось не только осваивать незнакомые автомобили, но и приспосабливать сидения в кабине под свой рост, так как ноги до педалей не доставали.

В начале августа железнодорожными эшелонами водителей доставили в расположение танковой бригады 2-го Украинского фронта, где в это время шли напряженные бои по окружению Ясско-Кишиневской группировки румыно-немецких войск. При разгрузке с платформы в г. Бельцы юноша попал под интенсивную бомбежку.

В задачи автобатальона входило обеспечение танковой бригады снарядами, запчастями, продовольствием и другими необходимыми материалами. Так началась для Сидорского Великая Отечественная война.

После успешного окружения и уничтожения Ясско-Кишиневской группировки врага, батальону, в котором воевал Николай Сидорский, было присвоено звание гвардейского. Далее вместе с войсками 2-го Украинского фронта Николай прошел северную часть Румынии, всю Венгрию до Будапешта, вошел в Чехословакию и в городе Трнаа, недалеко от Праги, встретил День Победы.

Но 9 мая 1945 года война для Сидорского не закончилась. В начале июня личный состав автобатальона погрузили на железнодорожные платформы и перебросили в монгольский город Чойбалсан. В составе Забайкальского фронта танковой бригаде, в которую входил автобат, предстояли бои с отборными войсками японцев. Прошли через большой Хинган, дошли до города Ванемяо, где, как поется в известной песне, «свой закончили поход».

В Саранске бывшего фронтовика встретили приветливо. Пригласили в отдел кадров МВД, где предложили работу в ГАИ. Сидорский согласился, и с марта 1951 года по ноябрь 1984 тридцать четыре года отдал Николай Васильевич службе в ГАИ.

Начинал автоинспектором, основной обязанностью которого был надзор за техническим состоянием автотранспорта. В то время ГАИ осуществляла в основном технический надзор, контроль за подготовкой водителей и прием экзаменов с выдачей удостоверений на право управления.

С декабря 1972 года по февраль 1984 года бывший фронтовик был начальником ГАИ Мордовии. Николая Васильевича уважали не только сотрудники, но и все водители. За 12 лет руководящей работы он ни разу не повысил ни на кого голоса. Однако мог в считанные минуты из любого нерадивого водителя сделать ярого поборника соблюдения дорожных правил. И это без применения административных мер! Стоит ли удивляться, что рядовые гаишники той поры называли его исключительно – Батей!

– В работе с сотрудниками ГАИ я старался внушить, чтобы при обращении с участниками дорожного движения не допускались грубость, высокомерие и унижение человека, – говорит сейчас Николай Васильевич. – Нареканий в адрес ГАИ в те годы практически не было. И сейчас гаишникам надо брать на вооружение правило нашего поколения фронтовиков: относись к людям так, чтобы и они тебя уважали.

Такие люди, как полковник милиции в отставке Николай Сидорский, олицетворяют нравственную силу и внутреннюю крепость милиции, ее силу духа и силу воли.

Олег Корчиганов