Вы слышали, что в Ульяновской области всерьез озаботились правами детей? Все началось более года назад, когда в регионе возникла должность уполномоченного по правам ребенка. После чего в прессе появилось множество информации о кипучей деятельности нового чиновника: то предложит «молодежное» правительство в детских садах ввести, то аппараты по продаже презервативов в школах установить. То есть не подетски обеспечить законные права ребенка…

Конечно, институт «детских омбудсменов» существует в Европе, и даже при Президенте России такая должность есть. В этом смысле мы не отстаем от передовых тенденций отечественной чиновничьей моды на гражданское общество. «Мало уполномоченных – это плохо, а много не бывает, говорит ульяновский омбудсмен по защите прав подрастающего поколения Константин Долинин. – В Берлине, например, этим занимается около 100 человек. И чем больше их будет, тем лучше станет отношение к детям…»

Уж не знаю, какая тут взаимосвязь: даже народная мудрость гласит, что больше не всегда означает лучше. Конечно, понятно желание региональных чиновников постоянно изучать европейский опыт «на месте». Однако Ульяновская область (вслед за Берлином?), похоже, действительно решила поставить своеобразный рекорд. Уполномоченные по делам детей появились у нас уже… даже в районных центрах. Так что определение правозащитника как «хорошего городского сумасшедшего», данное Константином Долининым на прессконференции по поводу означенного события, теперь несколько «заузилось», устарело. Причем тут город, если и села вовлечены? Вот он, истинный триумф детских прав! Пока таких районов только 11, но нам обещают, что на будущий год в «полку» должно прибыть. Сельские омбудсмены это же как звучит-то!

Надо сказать, что проект с сельскими уполномоченными поддержал столичный Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, существующий, кстати, преимущественно на бюджетные средства. Его урезанный грант в общей сложности составил 600 тысяч рублей. Совокупная оценка обязательного в таких случаях встречного софинансирования от региона сводится к сумме в миллион рублей. По словам организаторов с нашей стороны (а это молодежная общественная организация), средства эти включают в себя транспортные расходы, оплату телефонов, стоимость оргтехники, обучения новообращенных сельских омбудсменов и даже их вознаграждение – хотя формально они «общественники» без зарплаты. В ответ на соответствующий вопрос участники прессконференции, на мгновение сняв маску «детского» идеализма, признали, что по документам сельские уполномоченные могут занимать другие должности в своих МО. В целом не такой уж дешевый проект…

Чем же, в принципе, обещают помочь детям? Оказывается, уполномоченных по правам ребенка должно волновать, «когда ребенок плачет». А еще такие глобальные проблемы, как «первоклассник с рюкзаком, который не может подняться в трамвай». Или отсутствие в туалетах присутственных мест специального «детского санфаянса», обзывание детей сверстниками. А расположенные высоко дверные ручки – это же вообще настоящий кошмар!.. Правда, у уполномоченных «не всегда хватает полномочий», чтобы разрешить все трудности нежного возраста. Тем более что про инвалидов в регионе в последнее время вспомнили и даже, говорят, собираются активно приглашать их на госслужбу, так чем же дети хуже?!

А между тем работа закипела. «Правовую» лагерную смену в «малой молодежной столице региона» (оказывается, это не что иное, как Димитровград) провели. И сами уполномоченные уже начали собираться на областные конференции. Первая состоялась 19 апреля. Включились в обсуждение технологии будущей деятельности, «рассматривают возможности по взаимодействию с ребятами» (теперь, когда уполномоченных целый штат, совещаться, слава Богу, стало возможным). Среди других планов – методические сборники, без сомнения, призванные стать правовыми бестселлерами в молодежной среде. А еще совместные просмотры социальных фильмов, обучающие праву выездные семинары, правовые олимпиады, подготовка волонтеров для помощи сверстникам. Ну очень увлекательно! Почемуто вспоминается пионерия советских времен, только с упором на другое, уже неидеологическое «захламление» юных мозгов…

Заработала и почта уполномоченных. Первый почтовый ящик появился в Силикатненской библиотеке (потом они откроются в школах и библиотеках других МО) – видимо, именно в этом населенном пункте ситуация с правами детей наиболее напряженная. Теперь все желающие малыши могут сообщить о нарушении своих прав. Что это: узаконенное ябедничество, воспитание павликов морозовых – «взрослого», граждански активного детства? Между прочим, доносительство учителям всячески культивировали в советской школе. Но у меня нет уверенности, что в конфликтной ситуации дети всегда в состоянии сами объективно оценить, кто прав и виноват, на то они и дети – у них еще не сформированы самосознание и чувство ответственности. Но если раньше ребенок мог просто затопать на вас ножкой, теперь эта ножка будет «подкована» юридическими знаниями?

В общем, кажется, странноватое начинание. В очередной раз производит впечатление идеи ради идеи, проекта ради проекта – без обещанных «системных изменений в жизни детей». Хотя чиновникам, наверное, всетаки негоже опускаться до уровня игр «гражданское общество в песочнице»…

София МОРЖОВА