Как и обещали, продолжаем разговор об инвестиционных проектах Ульяновской области. Тех самых, которые комуто кажутся утопией, кому-то – лишь способом отмыва денег, кому-то – пиаром властей. Напомним этим «умникам», что даже один проект, переросший в стадию производства, приносит автоматически новые рабочие места, и новые налоги, и перспективы для новых инвестиций. Впрочем, поиронизировать над некоторыми из них это не мешает.

Тема сегодняшнего разговора – инвестпроекты авиационной тематики. Или, как принято сейчас говорить, авиационного кластера.

Считается само собой разумеющимся, что едва ли не все они будут сосредоточены в особой портовой экономической зоне (ПОЭЗ). Не обсуждая важность и полезность ПОЭЗ для экономики региона, отметим следующее. Несмотря на государственные преференции на ввозные пошлины, налоговые преференции и областные административные преференции, потенциальные резиденты в очередь выстраиваться не торопятся. То есть очередь-то комплектуется. Но както, на наш взгляд, вяловато. Возможно, дело в том, что подпись премьера Владимира Путина появилась под официальным документом о создании зоны не так давно куда позже, чем начались разговоры о ПОЭЗ в самом Ульяновске. Возможно, в том, что де-факто она начнет свою деятельность не ранее 2012 года. Даже строительство инфраструктуры стартует только в следующем году. Так что у проклятых империалистов есть еще время для того, чтобы присмотреться и к самой зоне, и к региону, где она появится, и к властям региона, и… продолжать можно еще долго. Принцип один: время есть – торопиться некуда. Хотя… Первый пусковой комплекс рассчитан не более чем на полтора десятка резидентов. С этой точки зрения ктото может опоздать и упустить возможность расширить свой бизнес.

Что ж, посмотрим на существующий на данный момент список потенциальных резидентов – компаний, давших первое предварительное согласие (а таких согласий и согласований будет наверняка еще множество) на строительство своих предприятий на территории зоны, и на степень их продвижения к конечному результату.

Неудивительно, что впереди на «лихом коне» наш родной «Волга-Днепр». Для логистических экзерсисов компании уже выделяется земельный участок, и она приступает к проектированию.

Выбрана площадка (на территории «Авиастара-СП») и для проекта перестройки пассажирских моделей лайнеров «Аирбас» (А319 и А320) в грузовые. Разрабатываются варианты планировки производства, формируется пилотная группа, ведутся согласования… Совместный проект собственно «Аирбаса» и корпорации «Иркут» достаточно верно продвигается вперед, но… планируется, что он станет составной частью второго пускового комплекса зоны. То есть вступит в строй не ранее 2015 года.

А что же первый комплекс?

Изначально считалось, что в зоне будут обязательно обслуживать импортные самолеты, принадлежащие отечественным авиакомпаниям. Благо закупают их ежегодно сотнями, а НАТО приходится летать за бугор. Иными словами, в Ульяновске должен появиться первый в стране центр техобслуживания всяких «Боингов». Результаты? Представители «Люфтганза Текник» только в начале апреля изволили посетить родину Ленина и ознакомиться с предложениями. Сейчас, надувая щеки, «обрабатывают полученную информацию». Ведутся переговоры и с их крупнейшим конкурентом «Сингапур технолоджик». Но азиаты, важничая, пока даже не приподнялись со стула.

Собственно, точно так же обстоят дела и с предпродажным, и послепродажным обслуживанием отечественных самолетов (в составлении документации еще не дошли до бизнесплана), и с зарубежными производителями композитных материалов (им – уже! – разосланы письма с предложениями), и с производителями комплектующих для интерьеров (пока еще только разрабатывается технико-экономическое обоснования для создания бизнесплана).

Куда ближе тема производства самолетов малой авиации. Лидеры рынка, «Эклипс» и «СОКАТА», напрямую заинтересованы в площадке ПОЭЗ. Но здесь поджидает «засада» другого рода. В нашей стране с использованием данного вида транспорта пока бооольшие напряги. Если в двух словах, «никуда нельзя». Вроде обещают в ближайшее время максимально упростить законодательство, но пока этого не произойдет, говорить о новых резидентах рано.

Вот, собственно говоря, и все. Ктото скажет, а куда же делись наши знаменитые «летающие тарелочки»? Отвечаем. Термобалластируемые летательные аппараты (АТЛА), которые уместнее (будучи в здравом рассудке) сравнивать с дирижаблями, а не кухонно-уфологической утварью, будут собирать не на территории ПОЭЗ, а на промышленной зоне «Заволжье». И начать, кстати, (а если получится, то и закончить) первую модель должны уже в этом году.

О чем еще можно упомянуть в свете авиаинвестиций? О той же малой авиации, но только отечественных и чешских разработчиков. В отличие, к примеру, от «Эклипс» собственные чертежи у них есть, а вот собственных денег для производства нет. Пока сами ищут инвесторов, чтобы привести их на наши площадки.

Можно и даже нужно сказать и о самом мощном инвесторе – государстве. Именно от него зависит реальность возобновления на «Авиастаре» производства АН24 и поддержка формирования заказов на ТУ204. К сожалению, что случится раньше – заработает ПОЭЗ или в небо поднимутся новые «Русланы», сказать нельзя…

Резюмируя, скажем, что развитие авиакластера и всех его инновационных проектов — штука, довольно растянутая по времени. Если клепать автозапчасти (даже в промышленных масштабах) можно в своем гараже, то самолетостроение требует совершенно иных рамок. И финансовых, и производственных, и, соответственно, временных.

Антон ВЯЗЬМИНКИН