Работы ульяновских школьников из экспериментальной творческой группы «Солярис» в конце апреля в очередной раз стали победителями нескольких научных конкурсов. Руководитель «Соляриса» Илья Иванов тем временем предлагает новые методы для развития творческого мышления ребят.
Миша Романов, ученик четвертого класса 40-го лицея, занимающийся в «Солярисе», стал вторым по итогам всероссийского конкурса «Первые шаги в науке». Девятилетний Миша освоил работу на атомно-силовом микроскопе «NanoEducator», находящемся в научно-исследовательском технологическом институте УлГУ.
Управляться с современной техникой было не очень сложно, рассказывает школьник, нужно было только сначала изучить в теории, как работает микроскоп, а потом приступать к практике.
С помощью микроскопа четвероклассник пытался прояснить важный для сельского хозяйства всего мира вопрос. Давно замечено, что пропущенная через магнит вода обладает интересными свойствами. В частности, если в ней проращивать зерна, они дают ростки гораздо лучше, чем в обычной воде.
Чтобы понять причины бурного роста, Миша Романов сравнивал под микроскопом ростки, полученные в обычной и намагниченной воде. Исследование дало интересный результат. Оказалось, что клетки ростков из намагниченной воды становятся более крупными и упругими.
Из небольшого открытия, сделанного школьником, следуют глобальные выводы.
Растения с более крупными и упругими клетками должны легче переносить непогоду, а в будущем их можно будет послать на планету с более-менее хорошими условиями, указывает школьник. Его коллега по «Солярису» Александр Радинский, ученик шестого класса, сразу взялся за тему космического масштаба.
Он с помощью данных, полученных со спутников, исследовал движение солнечных пятен темных областей на Солнце, температура которых ниже окружающих участков. Известно, что солнечные пятна являются областями выхода на поверхность звезды магнитных полей. Александру же было интересно понять, насколько сильно движение пятен связано с вращением Солнца. В ходе сравнения данных со спутников за разный период он выяснил, что связь эта не так уж и прочна. Оказалось, что скорость вращения пятен заметно больше скорости вращения звезды. А значит, пятна относительно независимы от солнечного вещества, но зато в значительной степени связаны с процессами в магнитном поле нашей звезды. Эти закономерности не всегда замечают и учитывают ученые, говорит Илья Иванов, а вопрос происходящего на Солнце требует еще многих исследований. Итоги работы Александра Радинского в этом направлении оценили и на всероссийской олимпиаде научно-исследовательских проектов детей и молодежи. На ней в номинации «Астрономия» наш школьник получил первое место.
Победителями ульяновские школьники из «Соляриса» Михаил Романов и его одноклассник Вадим Порватов стали и на конкурсе детского научно-фантастического рассказа и рисунка. Фантастические рассказы, приоткрывает тайну Илья Иванов, в занятиях «Соляриса» имеют немалое значение. Он просит ребят оформлять в рассказы научные идеи, воплотить в реальность которые в виде исследований пока невозможно. Ребята пишут про космические полеты и устройство Вселенной. Они не просто мечтают, считает педагог, а развивают научную фантазию, не сдерживаемую строгими академическими рамками. Такой полет фантазии в будущем может вылиться в серьезную научную работу.
Первые шаги в этом направлении ребята уже делают. Кроме своих рассказов, на конкурс они посылали рисунки, выполненные на атомно-силовом микроскопе. Разглядеть такой рисунок нанолитографию обычным глазам невозможно. Его размер составляет всего 20 на 20 микрометров это толщина человеческого волоса. Кому из взрослых доступна такая техника рисования?
Лидия ПЕХТЕРЕВА